logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 81

ответ на видимый объект в 46 недель, нативисты интер­претировали как убедительное доказательство своей пра­воты. В ответ на это Т.Бауэр, тем не менее, дает отрица­тельный ответ. Оказывается, что внешнее окружение на­чинает оказывать влияние на развитие младенца при достижении им возраста 44 недель'!

Другой часто используемый нативистами аргу­мент - это результаты межкультуральных исследова­ний, когда сравниваются между собой младенцы, вос­питывающиеся в разных культурах. Например, У.Ден-нис изучал развитие навыков ходьбы у детей индейцев хопи. В одной группе детей обучали согласно традици­ям племени: в первые месяцы жизни их привязывали к доске таким образом, что младенцы не могли ни поднять­ся, ни перевернуться, ни двинуть рукой. Дети из другой группы развивались как обычные европейские младенцы. Было показано, что дети из обеих групп начали ходить без всякой поддержки в возрасте около 15 месяцев. Таким об­разом, суровые традиции традиционного воспитания не задержали развитие детей2.

В ходе изучения сенсомоторного интеллекта детей в разных странах - Берег Слоновой Кости, Франции, Ин­дии - была обнаружена идентичность развития у всех ис­следованных младенцев, несмотря на громадные различия в их культурном окружении. То же было обнаружено и в отношении появления социальной улыбки3.

Однако Т.Бауэр не спешит признать правоту нати­вистов, апеллируя к общеизвестному факту неравномер­ности психического развития в детском возрасте. Посколь­ку индивидуальный контроль за скоростью созревания младенцев не велся, а разные дети развиваются различно,

82 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

то при сравнении групп необходимо учитывать, что в од­ной из них могло оказаться больше быстро развивающих­ся детей, чем в другой'. Таким образом, Т.Бауэр ставит под сомнение доводы нативистов не потому, что они прин­ципиально не верны, а потому, что условия эксперимен­тов оказались не выдержанными.

Тем не менее существуют веские доказательства в пользу существования врожденных программ моторного развития ребенка. Примером наличия таких программ яв­ляются результаты изучения навыков вокализации у глу­хих детей. Известно, что нормальные младенцы начинают лепетать в пятимесячном возрасте. Глухие дети тоже про­ходят через стадию лепета и лепечут они столько и также как нормальные дети, хотя и не слышат себя. Таким обра­зом, слух не обязателен не первой стадии вокализации и для ее поддержания не требуется обратной связи. К концу первого года жизни у нормальных детей лепет постепенно переходит в разговорную речь, которую нормальный ре­бенок постоянно слышит вокруг себя. У глухих детей фаза становления разговорной речи отсутствует. Практика по­казывает, что закрепление навыков речи требует длитель­ного времени: речь же детей, оглохших в детстве, посте­пенно оскудевает и в самых крайних случаях опускается до уровня вокализации детей глухих от рождения. В то же время наступление глухоты в более позднем возрасте, на­пример, в шесть лет уже не влияет на развитие речи, по­скольку речевое поведение не нуждается в слуховой под­держке. Приведенный пример наглядно показывает слож­ный характер отношений между процессами созревания и внешними событиями. Совершенно очевидно, что разви­тие осуществляется даже при отсутствии специальных вне­шних воздействий, по-видимому, за счет реализации врож­денной программы. Однако наступает момент, когда эта

программа становится чувствительной в отношении вне­шних факторов, действующих на нее. Опыты Б.Уайта на­глядно продемонстрировали влияние окружающей среды на формирование некоторых моторных навыков, в част­ности, навыка дотягивания, что позволило ему сформули­ровать целостную модель моторного развития младенца. Т.Бауэр, критически оценивая результаты этих исследо­ваний и на основании анализа своих собственных экспе­риментов, приходит к выводу о том, что моторное разви­тие младенца проходит в своем развитии несколько ста­дий, качественно отличающихся друг от друга'.

Пфвая стадия заключается в том, что сначала разви­тие осуществляется согласноразверткеврожденной програм­мы. По мнению Т.Бауэра и зрительно-моторная и слухомо-торная координация является врожденной, но с возрастом она скорее затухает, чем улучшается. Причина этого затуха­ния, как подчеркивает автор, «представляет собою резуль­тат недостаточной практики, а не специфики процесса ро­ста нервных сетей» (выделено нами-В.А.)2. Однако на следу­ющей стадии моторного развития процесс созревания направляется и уточняется при помощи простых эффектов научения. Так, например, навык дотягивания до предметов можно видеть у детей сразу же в послеродовый период. Удач­ные случаи составляют около 40%, при этом некоторые из дотягиваний явно предвосхищают последующие схватыва­ния, что указывает, во-первых, на врожденный характер этих действий, а во-вторых, на их достаточно совершенный ха­рактер. Однако уже у четырехнедельных младенцев этот на­вык выявить очень трудно. Он вновь появляется примерно в пятимесячном возрасте, при этом вероятность удачных схва­тываний достигает 80%. Становится очевидным, что если зрелые формы поведения не упражнять, они распадаются.

84 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Уже отмечалась роль психомоторики как фактора познавательного развития ребенка. В этой связи следует подчеркнуть следующий аспект этой общей взаимосвязи:

связь моторного и речевого развития ребенка. Показано, что на доречевом этапе развития младенец не говорит и не думает без рук. Взаимоотношения кисти рук и языка нео-днонаправленны, т.к. не только моторика влечет за собой артикуляцию мышц языка, но и язык младенца на ранних этапах функционально активен, т.е. язык как бы выполня­ет функцию кисти. Все это лишний раз подчеркивает роль моторного развития в психическом развитии младенца.

Анализируя ход моторного развития и степень влия­ния на него врожденных и внешних факторов, необходимо остановиться на механизме этого процесса. Ранее, при ана­лизе механизма перцептивного развития младенца было ус­тановлено, что процесс развития внутри целостной сенсор­ной системы идет по пути дифференциации, т.е. по пути раз­деления некоего единого действия на несколько различных. Исследования Дж. Брунера' и Т.Бауэра позволяют утверж­дать, что принцип дифференциации справедлив и для про­цесса моторного развития младенца. Т.Бауэр показал, что «процесс развития, вместо того чтобы объединять дотягива-ние и схватывание, дифференцирует их, превращая единое действие (дотягивание, чтобы схватить) в два различных (до-тягивание и потом хватание)»2. Об этом свидетельствуют и результаты исследований Н.А.Розе. Ведущим принципом психомоторного развития по ее мнению является дифферен­циация функций психомоторного анализатора, когда «на смену грубым силовым движениям приходит масса тонких высокодифференцированных микродвижений»3.

85

Итак, анализ перцептивного и моторного развития младенца показал:

1) начало перцептивного и моторного развития осуще­ствляется благодаря наличию врожденных программ развития;

2) наличие этих врожденных программ обеспечивает возможность их параллельного осуществления в ходе психического развития младенца;

3) принцип дифференциации является ведущим в механиз­ме перцептивного и моторного развития младенца;

4) последующее успешное перцептивное и моторное развитие зависит от упражнения. конце данной главы приведены показатели психзомоторнорго мо­торного развития младенца, разработанные немец­ким специалистом Т. Хелльбрюгге.)