logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 1. Психология развития ребенка 19

которые укладываются множество отдельных теорий и концепций'.

Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития чело­века как индивида, обладающего определенными антро-погенетическими свойствами (задатки, темперамент, био­логический возраст, пол, тип телосложения, нейродина-мические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Во-вторых, это социогенетический подход, предста­вители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации...».

Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характе­ра и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».

Однако любой психологический подход к понима­нию развития человека основывается на общебиологичес­кой трактовке развития. История развития эволюционно­го учения всегда было полем борьбы двух противополож­ных точек зрения: развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной програм­мы, либо развитие - это результат воздействий внешней среды, приводящих к появлению качественно нового, Если в первом случае, индивидуальное развитие - это

АсмоловА.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дисс. в виде научн.докл. на соискан. уч. степ. д. пси-хол.н.М., 1998.-С. 12.

20 Аверин В.А. Психология детей и подростков_____ просто рост, развертывание представленных в организме задатков, то во втором, развитие - это всегда возникно­вение нового, образование разнородного из однородно­го, последовательное образование частей и органов в про­цессе развития'. Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется, и что является его результатом, про­должается по сей день.

1. «Эволюция - это развертывание уже существующих задатков, -говорят одни. При этом развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков - такова точка зрения Л.С.Бер­га - автора теории номогенеза2. В эволюции факторы чис­той случайности прочно закреплены факторами активного программирования, полагал Н-А.Бернштейн3.

2. «Эволюция, есть процесс создания совершенно нового», - писал А.Бергсон. «Мы, конечно, не считаем, что в живой природе существует сознательное стремле­ние к совершенству. Однако мы выражаем мысль о том. что в живой системе существует физическая тенденция усложнять свои функции и структуры» - подчеркивает К.С.Тринчер4.

Если в первом случае прежде всего подчеркивается роль внутренних факторов, а само развитие трактуется как процесс реализации определенных программ, то во втором развитие понимается как движение от старого к новому, как процесс отмирания старого и рождение нового, как процесс перехода от возможности к действительности.

' История эволюционных учений в биологии. М.-Л.: Наука, 1966.

2 БергЛ.С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука, 1977.

3 Бернштейн Н.А. ПредисловиеУ/Т^ютер К. С. Биология и инфор­мация. Элементы биологической термодинамики. М.,1965.

4 Тринчер К. С. Биология и информация. Элементы биологичес­кой термодинамики.М., 1965, С.43.