logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 4. Психология развития детей ... 239

ляющие обучаемости'. Эти предварительные замечания представляются необходимыми перед характеристикой наиболее популярных психодиагностических процедур определения школьной зрелости.

Наибольшее распространение при диагностике пси­хологической готовности дошкольника приобрел тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности пси­хической деятельности, степени зрелости зрительно-мо­торной координации и интеллекта. Он включает три зада­ния: нарисовать фигуру мужчины по представлению, копи­рование письменных букв и копирование группы точек. Я.Йирасек ввел дополнительное четвертое задание в виде опросника из 20 вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций2.

1. Рисунок мужчины - это старый диагностический тест, предложенный в 1926 году Ф.Гудинаф для оценки уровня интеллектуального развития. В 1963 году ученик Ф.Гудинаф Д.Харрис стандартизовал это задание и сфор­мулировал 10 информативных признаков, используемых для оценки рисунка, выполненного ребенком по представ­лению: 1) части тела, детали лица; 2) объемность изображе­ния частей тела; 3) качество соединений частей тела; 4) со­блюдение пропорций; 5) правильность и детальность изоб­ражения одежды; 6) правильность изображения фигуры в профиль; 7) качество овладения карандашом: твердость и уверенность прямых линий; 8) степень произвольности владения карандашом при рисовании форм; 9) особенности

' Галицкий А.С. Компьютерная диагностика обучаемости ра­циональному чтению. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд.

лед. н. СПб., 1993. 2 Рогов Е.И. Ук. соч.

240 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

техники рисования (только у старших детей, например, на­личие и качество штриховки); 10) выразительность пере­дачи движений фигуры'. Исследования П.Т-Хоментауска-са позволили сформулировать следующие показатели для оценки рисунка:

1. Количество деталей тела. Присутствуют ли: голо­ва, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2. Декорирование (детали одежды и украшения):

шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуго­вицы, элементы прически, сложность одежды, украшения.

Информативными могут быть и размеры фигуры:

дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рису­ют фигуры больших размеров; маленькие фигуры челове­ка рисуются детьми тревожными, неуверенными, испыты­вающими чувство опасности.

Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (рот, глаза), это может ука­зывать на серьезные нарушения в сфере общения, аутизм ребенка. Высокий уровень детализации рисунка свидетель­ствует о более высоком уровне интеллектуального разви­тия ребенка.

Существует закономерность, что с возрастом детский рисунок обогащается новыми деталями: если в три с поло­виной года ребенок рисует «головонога» (руки и ноги как бы растут из туловища), то в семь лет - это рисунок с боль­шим числом деталей. Поэтому, если в 7 лет ребенок не ри­сует одну из деталей тела (голову, глаза, нос, рот, руки, ту­ловище или ноги), то на это следует обратить внимание.

2. Копирование букв. Ребенку предлагается скопиро­вать простое предложение из трех слов, написанное про­писью (7 букв). Расстояние между словами образца при­мерно полбуквы.

* Рогов Е.И. Ук. соч.