logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 4. Психология развития детей ... 237

на формально-педантичный подход родителей к ребенку, когда его внутренний мир закрыт для взрослых, когда у ребенка отсутствует вера в возможность установления эмо­циональной близости с ними.

Другой тип реакции ребенка на эмоциональную на­пряженность в семье можно назвать активно-оборони­тельным. Для таких семей характерна атмосфера эмоци­ональной несдержанности, конфликтов и скандалов. Дети перенимают такой стиль и относятся к родителям зеркаль­но. Они не рассчитывают на поддержку со стороны роди­телей, они готовы принять порицание, укоры, наказание и угрозы. На обвинения дают агрессивные ответы. Для них характерно неумение сдерживать свои эмоциональные ре­акции, само поведение характеризуется излишней возбу­димостью, конфликтностью, агрессивностью.

Наконец, третья группа детей, испытывающих на­пряженность в семье, реагирует совершенно иначе. Они отличаются слабостью нервных процессов и в ответ на резкие и, по сути, непосильные для них воздействия реаги­руют даже физиологическими нарушениями, такими как тик, энурез или заикание.

Не раскрывая психологического содержания реак­ций детей, испытывающих эмоциональную напряженность во взаимоотношениях с воспитателями и сверстниками (оно очень похоже на описанное выше), скажем, что ее испытывают во взаимоотношениях с воспитателями 48%, а со сверстниками - 56% ребят. Интересно отметить, что если воспитатели адекватно оценивают отношения меж­ду самими детьми, то ни они сами, ни родители не в состо­янии адекватно оценить свои отношения с детьми.

И еще о двух важных моментах

Эффективность коррекционных мероприятий будет прямо пропорциональна тому, насколько всеохватывающе действует эмоциональная напряженность на разные аспек­ты психической деятельности ребенка и его отношения с

238 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

окружающими. Оказалось, что только у 26% детей эмоци­ональная напряженность отрицательно влияет на 1-3 па­раметра психической деятельности. У 45% детей изменя­ются 4-5 параметров, у 29% детей 6-8 параметров.

Что касается самих психокоррекционных меропри­ятий, то это тема для особого разговора. Понятно, что лучшая форма профилактических и психокоррекционных мероприятий - это нормальные условия жизни ребенка, верная позиция родителей и воспитателей в отношении ребенка. Однако для этого нужно не только любить детей, но и знать их!

Психологическая диагностика готовности дошколь­ника к школе

В конечном счете по степени готовности к обучению желательно прогнозировать обучаемость того или иного ребенка. Обучаемость выступает как проявление общих способностей, которые выражают познавательную актив­ность субъекта и его возможность к обучению. В свою оче­редь, наиболее значительными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению являются:

- уровень произвольности внимания, памяти, мыш­ления и т.д.,

- речевые возможности человека, способность к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

К сожалению в практике психодиагностической де­ятельности произошел явный перекос в сторону оценки собственно интеллектуального развития ребенка и недо­оценка уровня речевой деятельности. А ведь число детей с речевыми нарушениями к началу обучения в школе состав­ляет 33% от общего числа. С этой точки зрения предметом психологической диагностики при поступлении ребенка в школу с целью прогноза его обучаемости должны быть:

чтение, письмо и образное мышление как основные состав-