Глава 4. Психология развития детей ... 237
на формально-педантичный подход родителей к ребенку, когда его внутренний мир закрыт для взрослых, когда у ребенка отсутствует вера в возможность установления эмоциональной близости с ними.
Другой тип реакции ребенка на эмоциональную напряженность в семье можно назвать активно-оборонительным. Для таких семей характерна атмосфера эмоциональной несдержанности, конфликтов и скандалов. Дети перенимают такой стиль и относятся к родителям зеркально. Они не рассчитывают на поддержку со стороны родителей, они готовы принять порицание, укоры, наказание и угрозы. На обвинения дают агрессивные ответы. Для них характерно неумение сдерживать свои эмоциональные реакции, само поведение характеризуется излишней возбудимостью, конфликтностью, агрессивностью.
Наконец, третья группа детей, испытывающих напряженность в семье, реагирует совершенно иначе. Они отличаются слабостью нервных процессов и в ответ на резкие и, по сути, непосильные для них воздействия реагируют даже физиологическими нарушениями, такими как тик, энурез или заикание.
Не раскрывая психологического содержания реакций детей, испытывающих эмоциональную напряженность во взаимоотношениях с воспитателями и сверстниками (оно очень похоже на описанное выше), скажем, что ее испытывают во взаимоотношениях с воспитателями 48%, а со сверстниками - 56% ребят. Интересно отметить, что если воспитатели адекватно оценивают отношения между самими детьми, то ни они сами, ни родители не в состоянии адекватно оценить свои отношения с детьми.
И еще о двух важных моментах
Эффективность коррекционных мероприятий будет прямо пропорциональна тому, насколько всеохватывающе действует эмоциональная напряженность на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с
238 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
окружающими. Оказалось, что только у 26% детей эмоциональная напряженность отрицательно влияет на 1-3 параметра психической деятельности. У 45% детей изменяются 4-5 параметров, у 29% детей 6-8 параметров.
Что касается самих психокоррекционных мероприятий, то это тема для особого разговора. Понятно, что лучшая форма профилактических и психокоррекционных мероприятий - это нормальные условия жизни ребенка, верная позиция родителей и воспитателей в отношении ребенка. Однако для этого нужно не только любить детей, но и знать их!
Психологическая диагностика готовности дошкольника к школе
В конечном счете по степени готовности к обучению желательно прогнозировать обучаемость того или иного ребенка. Обучаемость выступает как проявление общих способностей, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможность к обучению. В свою очередь, наиболее значительными качествами познавательных процессов и личности, обеспечивающими возможности к обучению являются:
- уровень произвольности внимания, памяти, мышления и т.д.,
- речевые возможности человека, способность к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).
К сожалению в практике психодиагностической деятельности произошел явный перекос в сторону оценки собственно интеллектуального развития ребенка и недооценка уровня речевой деятельности. А ведь число детей с речевыми нарушениями к началу обучения в школе составляет 33% от общего числа. С этой точки зрения предметом психологической диагностики при поступлении ребенка в школу с целью прогноза его обучаемости должны быть:
чтение, письмо и образное мышление как основные состав-
- Содержание
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- От автора
- Глава 1
- 1.1. Из истории развития науки о детях
- Глава 1. Психология развития ребенка
- 1.2. О методологии последующего изложения
- Глава 1. Психология развития ребенка 15
- 1.3. Детство в жизни взрослого
- Глава 1. Психология развития ребенка 17
- 1.4. Принципы психического развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 19
- Глава 1. Психология развития ребенка 21
- 1.5. Факторы психического развития
- 1.6. Механизм психического развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 33
- Глава 1. Психология развития ребенка 35
- Психическое новообразование
- 1.7. Теории психического развития ребенка.
- Глава 1. Психология развития ребенка 37
- Глава 1. Психология развития ребенка 39
- Глава 1. Психология развития ребенка 41
- Глава 1. Психология развития ребенка 43
- 1.8. Гипотеза психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- Глава 1. Психология развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 47
- 1.9. О диагностике возрастного развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 51
- 1.10. Показатели психического развития ребенка и методы их изучения
- Глава 1. Психология развития ребенка 53
- Глава 1. Психология развития ребёнка 57
- Глава 1. Психология развития ребенка 61
- Глава 2 психическое развитие младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 63
- 2.1. Врожденные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 67
- Глава 2. Психическое развитие младенца 71
- 2.1.1. Врожденные перцептивные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 73
- Глава 2. Психическое развитие младенца 75
- Глава 2. Психическое развитие младенца 77
- Глава 2. Психическое развитие младенца 79
- 2.1.2. Врожденные психомоторные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 81
- 2.2. Психическое развитие новорожденного
- Глава 2. Психическое развитие младенца 87
- Глава 2. Психическое развитие младенца 93
- 2.3. Психическая жизнь младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 95
- Глава 2. Психическое развитие младенца 99
- 2.4. Начало развития языка и речи
- Глава 2. Психическое развитие младенца 101
- 1. Познавательная деятельность.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 103
- 2. Эмоциональные процессы и состояния.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 105
- Глава 2. Психическое развитие младенца 107
- 2.5. Эмоциональная жизнь младенца.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 109
- Глава 2. Психическое развитие младенца 113
- Глава 2. Психическое развитие младенца 115
- Глава 2. Психическое развитие младенца 117
- Глава 2. Психическое развитие младенца 119
- 2.6. Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 121
- Глава 2. Психическое развитие младенца 123
- Глава 2. Психическое развитие младенца 125
- Глава 2. Психическое развитие младенца 127
- Глава 2. Психическое развитие младенца 129
- Глава 2. Психическое развитие младенца 131
- Глава 3
- 134 Аверин в.А. Психология детей и подростков_____ 3.1. Особенности развития ребенка в раннем детском возрасте
- 3.2. Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности ребенка
- Глава 3. Психология раннего детства 135
- 3.3. Освоение ходьбы
- Глава 3. Психология раннего детства 137
- 3.4. Предметные действия и условия их развития
- Глава 3. Психология раннего детства 139
- 3.5. Освоение речи
- Глава 3. Психология раннего детства
- Глава 3. Психология раннего детства 143
- Глава 3. Психология раннего детства 145
- Глава 3. Психология раннего детства 147
- Глава 3. Психология раннего детства 149
- Глава 3. Психология раннего детства 151
- 2 Года.
- Глава 3. Психология раннего детства 153
- 3.6. Эмоциональное развитие ребенка
- 3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 155
- Глава 3. Психология раннего детства 157
- Глава 3. Психология раннего детства 159
- Глава 3. Психология раннего детства 161
- Глава 3. Психология раннего детства 163
- 3.7. Кризис 3-х лет и центральное новообразование раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 165
- 3.8. Становление личности ребенка, его системы «я»
- Глава 3. Психология раннего детства 167
- Глава 3. Психология раннего детства 164
- Глава 3. Психология раннего детства 174
- Глава 3. Психология раннего детства 175
- 3.8.2. Почему и каким образом ребенок усваивает воздействия родителей?
- Глава 3. Психология раннего детства 177
- Глава 3. Психология раннего детства 179
- Глава 3. Психология раннего детства 181
- 3.9. Становления образа себя « волоролевая идентификация
- Глава 3. Психология раннего детства t83
- Система «я»
- Глава 4
- Глава 4. Психология развития детей ... 187
- Предметно-манилулятивная деятельность Общение Наглядно-действенное мышление
- 4.1. Игра и ее роль в развитии ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 189
- Глава 4. Психология развития детей ... 191
- Глава 4. Психология развития детей ... 193
- 4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 195
- Глава 4. Психология развития детей... 197
- 4.2. Развитие воображения
- Глава 4. Психология развития детей ... 201
- Глава 4. Психология развития детей ... 203
- Глава 4. Психология развития детей ... 205
- 4.3. Психоэмоциональное развитие дошкольников
- Глава 4. Психология развития детей ... 209
- Глава 4. Психология развития детей ... 211
- Глава 4. Психология развития детей ... 213
- 4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления дошкольника
- Глава 4. Психология развития детей ... 215
- Глава 4. Психология развития детей ... 217
- Глава 4. Психология развития детей ... 219
- Глава 4. Психология развития детей ... 221
- Глава 4. Психология развития детей ... 223
- 4.5. Развитие общения в дошкольном возрасте
- Глава 4. Психология развития детей ... 227
- Глава 4. Психология развития детей ... 229
- 4.6. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста
- Глава 4. Психология развития детей ... 231
- 4.7. Готовность ребенка к школе
- Глава 4. Психология развития детей ... 235
- Глава 4. Психология развития детей ... 237
- Глава 4. Психология развития детей ... 239
- Глава 4. Психология развития детей ... 241
- Глава 5
- 5.1. Краткая психологическая характеристика возраста
- 5.2. Адаптация первоклассника к школе
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 249 общения, то девочки - более жестким, направленным на достижение цели, поведением'.
- 5.3. Учебная деятельность - ведущая в младшем школьном возрасте
- 5.4. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка
- 5.5. Теория развития интеллекта жЛиаже
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 275
- 5.6. Эмоциональная сфера младшего школьника
- 5.6.2. Эмоции интереса и радости и их роль в учебной деятельности
- 5.7. Развитие личности младшего школьника
- 5.8. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
- Глава 6 психическое развитие подростка
- 6.1. Мифы и реальности подросткового возраста
- 6.2. Специфические особенности подросткового периода
- Глава 6. Психическое развитие подростка 309
- Глава 6. Психическое развитие подростка 311
- 63. Ведущая деятельность и психологические новообразования возраста
- Глава 6. Психическое развитие подростка 313
- Глава 6. Психическое развитие подростка 315
- 6.5. Основные сферы психического развития подростка
- 318 Аверин в.А. Психология детей и подростков 6.5.1. Половое развитие подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 321
- Глава 6. Психическое развитие подростка 323
- Глава 6. Психическое развитие подростка 325
- Глава 6. Психическое развитие подростка 327
- Глава 6. Психическое развитие подростка 329
- Глава 6. Психическое развитие подростка 331
- Глава 6. Психическое развитие подростка 333
- Глава 6. Психическое развитие подростка 335
- Глава 6. Психическое развитие подростка 337
- Глава 6. Психическое развитие подростка 339
- 6.5.3. Социализация личности подростка как этап становления самосознания
- Глава 6. Психическое развитие подростка 343
- Глава 6. Психическое развитие подростка 345
- Глава 6. Психическое развитие подростка 347
- Глава 6. Психическое развитие подростка 349
- 6.5.3.1. Становление «я» и психоэмоциональные состояния подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 351
- Глава 6. Психическое развитие подростка 353
- Глава 6. Психическое развитие подростка 355
- Глава 6. Психическое развитие подростка 359
- Глава 6. Психическое развитие подростка 361
- 6.6. Агрессивность и агрессивное поведение подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 363
- Глава 6. Психическое развитие подростка 365
- Глава 6. Психическое развитие подростка 367
- Глава 6. Психическое развитие подростка 369
- Глава 6. Психическое развитие подростка 371
- 6.7. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 373
- Глава 6. Психическое развитие подростка 375
- Глава 6. Психическое развитие подростка 379