logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

5.6. Эмоциональная сфера младшего школьника

Начало школьной жизни расширяет восприятие ок­ружающего мира, увеличивает опыт, приобретенным ре­бенком вне дома, расширяет и интенсифицирует сферу его общения. Все это сказывается на эмоциональном разви­тии младшего школьника.

Известный американский психолог Э.Берн высказал как-то мысль о том, что примерно до 10 лет у ребенка фор­мируется эмоция, которая будет преобладать в его жиз­ни2. При этом ребенок как бы экспериментирует, пооче­редно испытывая чувства злости, вины, обиды, испуга или радости. На что-то он не обращает внимания, что-то с не­годованием отвергает, но что-то из этого набора работает и дает свои результаты. В свете вышесказанного результа­ты эмоционального выбора, сделанного ребенком, в не­малой степени будут зависеть от деятельности взрослых -родителей, учителей. Наиболее значимыми для этого воз­раста являются эмоции страха, интереса и радости.

5.6.1. Страхи детей в младшем школьном возрасте

Ослабление эгоцентризма, характерное для этого воз­раста, рост самосознания и чувства ответственности ве­дет к уменьшению числа страхов, особенно это тенденция

' Обухова Л.Ф.Ук. соч. . ' 2 Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992.

282 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

выражена у мальчиков. Однако страхи не исчезают, они трансформируются.

Если в дошкольном возрасте преобладали инстинк­тивные страхи, связанные с инстинктом самосохранения, а в подростковом - превалируют социальные страхи, то младший школьный возраст - это своеобразный перекре­сток, на котором перекрещиваются инстинктивные и со­циальные страхи'. Как известно, инстинктивные страхи -это преимущественно эмоциональные формы страха, в то время как социальные страхи - это результат интеллекту­альной переработки, своего рода рационализация страхов. «Страх и боязнь (устойчивое состояние страха) - это удел преимущественно дошкольного возраста, а тревожность и опасения - подросткового. В интересующем нас млад­шем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени,-подчеркивает А.И.Захаров (выделено нами - В.А.)2.

Ведущий страх этого возраста - страх «быть не тем», страх не соответствия общепринятым нормам по­ведения, требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Конкретными формами это­го страха являются страхи сделать не то, неправильно, не так как следует. Страх несоответствия произрастает из несформированного у ребенка умения оценивать свои по­ступки, с точки зрения нравственных предписаний, кото­рое лежит в основе формирующегося чувства ответствен­ности. Младший школьный возраст - это наиболее благо­приятный (сенситивный) период для его формирования. Поэтому, если оно активно формируется, то вероятность возникновения страха несоответствия в этом возрасте сни­жается. Однако следует иметь в виду, что гипертрофиро­ванное чувство ответственности, когда поведение ребенка

' Захаров А.И. Ук. соч. 2 Там же. С. 50.

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 283 связывается бесчисленным множеством правил, запретов, угроз и условностей лишает ребенка возможности действо­вать самостоятельно, инициативно и решительно. Анало­гичные формы поведения характерны и для детей, у кото­рых чувство ответственности сформировано недостаточ­но, а тем более, если оно отсутствует совсем.

Наиболее частым видом страха несоответствия в этом возрасте является страх опоздать в школу. Он силь­нее выражен у девочек, поскольку у них раньше возникает и сильнее проявляется, чем у мальчиков, чувство вины. Страх опоздания в школу - это один из симптомов синд­рома «школьной фобии», т.е. страха перед посещением школы. Нередко, как отмечает А.И.Захаров, это не столько страх самой школы, сколько страх расставания с родите­лями, к которым привязан тревожный, к тому же часто болеющий и потому гиперопекаемый ребенок'.

Другой причиной «школьных страхов» ребенка мо­гут быть его конфликтные отношения с учителями, равно как и со сверстниками, боязнь их агрессивного поведения. Нередко сами родители провоцируют возникновение это­го страха, когда в своем стремлении иметь ребенка-отлич­ника, постоянно «давят ему на психику» во время приго­товления им уроков, или давая наставления по поводу пра­вильных ответов в классе и т.п.

Результаты «школофобии» весьма многообразны: от психосоматических симптомов в виде головных болей, колик в желудке, головокружения и рвоты до негативных психологических - появление чувства неуверенности в сво­их силах, сомнения в своих знаниях, привычка опираться на постороннюю помощь при малейших трудностях.

Наряду со «школьными страхами» для этого возраста типичен страх стихии: бури, наводнения, урагана, землетря­сения. Все эти страхи, по мнению А.И.Захарова, продукты

' Там же.

284 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

так называемого «магического мышления» школьника, его склонности верить в разного рода предсказания, суеверия, «роковое» стечение обстоятельств'. С одной стороны, это проявление внушаемости, с другой - идущими из раннего детства страхов темноты, одиночества и замкнутого про­странства, а с третьей - эгоцентрического мышления, бло­кирующего развернутые логические формы мышления. Мы уже знаем, что эгоцентризм мышления проявляется в его трансдуктивности, т.е. неумении младшего школьни­ка связать между собой причинно-следственными связями два случайных и одновременных события.

Резюмируя страховую симптоматику детей в этом возрасте, вновь подчеркнем, что она является следствием сочетания социальных и инстинктивных страхов и, преж­де всего страхов несоответствия общепринятым нормам на фоне формирующегося чувства ответственности, «ма­гического мышления» и выраженной в этом возрасте вну­шаемости.