logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства t83

На втором этапе (t ,5 - конец 2-го года) у детей про­исходит дифференциация этих представлений:

- все дети демонстрируют чувство собственности:

«это мои игрушки»;

- 90% детей безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии;

- 80% детей имеют устойчивые знания о себе как о девочке или мальчике;

- 70% детей демонстрируют чувство эмпатии;

- 50% детей способны оказывать влияние на поведе­ние других детей-

На третьем этапе (конец 2-го - начало 3-го года) у детей были сформированы все изучавшиеся элементы пред­ставления о себе. Таким образом, к началу третьего года у ребенка складываются предпосылки самосознания.

На четвертом этапе (второе полугодие 3-го года жиз­ни) резко возрастает роль индивидуального опыта ребен-кав ходе формирования образа себя. Обостряется его чув­ствительность к успеху иди неуспеху своих действий, к оценкам со стороны взрослых, что сопровождается эмо­циональными реакциями ребенка.

Важная роль в становлении «Я» ребенка принадле­жит процессу пояоролееой идентифмсацыч. Усваивая поло­вую роль ребенок, усваивает ту или иную модель поведе­ния и соответствует ей на протяжении своей жизни. Поло­вая идентичность предполагает единство самосознания и поведения иицивида, его ориентацию на требования соот­ветствующей половой роли. Иными словами, идентичность -это субъективное переживание поповой роли, а роль- про­явление идентичности в поведении'. Полоролевая идентич­ность - это составная часть самосознания личности, одна из сфер процесса социализации. Процесс полоролевой

' МсаевД.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Меди­цина, 1988.

184 Аверин В.А. Психология детей и подростков

идентификации обусловлен взаимодействием биологичес­ких и социокультурных детерминант развития. Биологи­ческая детерминанта половой дифференциации реализу­ется посредством гормонального пола, половой дифферен­циации мозга и генитальной морфологии. Средовая (социальная) детерминанта реализуется посредством вза­имодействия ребенка с семьей, сверстниками, другими взрослыми, воспитателями и педагогами, средствами мас­совой информацией, в целом - с культурой.

Первичное становление полоролевой идентичности осуществляется в раннем детстве. В этой связи нужно по­мнить, что первая категория, в которой ребенок осмысляет свое «Я», это категория пола. Первичная идентичность, по мнению Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана связана с взаимодействи­ем результатов антенатальной (внутриутробной) дифферен­циации, с одной стороны, и общения с ребенком в раннем детстве, с другой'. К 1,5-2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем в соответ­ствии с первичной идентичностью ребенок идентифициру­ет себя с родителем своего пола, имитирует его поведение и обучается ему. Пройдя эти этапы, ребенок к 5-6 годам фор­мирует окончательную половую идентичность. Если же до этого возраста воспитывать ребенка как представителя про­тивоположного пола, то результаты такого воспитания мо­гут стать необратимым. По мнению этих же авторов одним из отправных моментов формирования первичной полоро­левой идентичности до начала речевого развития ребенка являются используемые в общении с ним коммуникативные средства и обозначения (указания пола - «мой мальчик», скрытая в именах детей информация о поле, тембровая и эмоциональная окраска мужской и женской речи). Таким образом, становится понятным, что добиться соответствия

' Исаев Д.Н„ Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Меди­цина, 1988.

185

психологического и биологического пола психологически­ми методами при неправильном определении пола при рож­дении и соответствующем воспитании можно лишь в первые два года, а после этого такие попытки ведут к серьезным нарушениям в развитии ребенка. Возраст до 3-4 лет оказы­вается наиболее сенситивным периодом формирования по­ловой принадлежности.

В заключение представим в обобщающей схеме пси­хического развития детей раннего детского возраста, все факторы, влияющие на этот процесс и его эффекты.