logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 309

Поэтому нередко можно видеть одновременное присут­ствие у подростка ненависти к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятым окружающими людьми. Ребенок на этой ста­дии наиболее чувствителен к восприятию негативного, от­рицательного, что побуждает его либо к агрессивной са­мозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом это­го становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окон­чание негативной фазы совпадает с завершением телесно­го созревания.

Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окруже­ния. Перед ним открываются источники радости, среди которых на первое место Ш.Бюлер ставит «переживание природы» - сознательное переживание прекрасного. При благоприятных условиях развития такими источниками радости могут стать искусство и наука. К этому присоеди­няется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напря­жению».

Э.Штерн полагал, что специфика психического раз­вития в подростковом периоде обусловлена, с одной сто­роны, направленностью мыслей и чувств ребенка, его стрем­лений и идеалов, а с другой - особым образом его действий. Личность подростка развивается в первую очередь в зави­симости от того, какая ценность переживается им как наи­высшая, определяющая его жизнь. Э.Штерн выделил шесть возможный типов переживаемых ценностей, которым со­ответствуют шесть типов личности'. Все стремления тео­ретической личности направлены на объективное позна­ние действительности. Эстетическому типу, напротив, чуждо объективное познание; такая личность стремите»

Штерн Э. Психическая структура подростка/УПедология юно­сти.-М.-Л. 1931.

310 Аверин В.А. Психология детей и по.фостков_______

постичь единичный случай. Экономическим типом лично­сти управляет идея пользы, стремление достичь результа­та с наименьшими затратами. Смысл жизни .социальной личности составляет «любовь, общение и жизнь для дру­гих люде», аполитической- стремление к власти, господ­ству и влиянию. Религиозная личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни».

Для описания поведения и деятельности подростка Э.Штерн использует понятие «серьезная игра», занима­ющая, по его мнению, промежуточное положение между детской игрой и серьезной и ответственной деятельнос­тью взрослого. Действительно, все. за что берется под­росток, носит для него серьезный характер, но при этом все, что он делает это только предварительная проба сил. Примерами таких «серьезных игр» являются кокетство, флирт, мечтательное поклонение (игры любовного харак­тера), занятия спортом, участие в подростковых органи­зациях (скауты, пионеры), выбор профессии. В таких иг­рах подросток учится «умерять свои силы, устанавливать отношения к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться», отмечает Э.Штерн.

Очевидно, что приведенные эмпирические психоло­гические характеристики подросткового возраста не по­теряли своего значения по сей день. Однако в большин­стве своем они лишь иллюстрируют ход психического раз­вития подростка и неполно объясняют причины такого хода развития.

В этой связи особый интерес представляет культур­но-историческая концепция Л.С.Выготского, дающая ключ к пониманию механизма психического развития ре­бенка, в том числе и подростка. Более подробно о ней го­ворилось в первой главе и потому лишь отметим некото­рые основные положения, касающиеся собственно подро­сткового периода.