logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства 143

ребенка, которую он начинает осваивать после того, как употребление отдельных слов стало для него привычным делом. «Телеграфный» стиль предполагает в основном использование существительных и глаголов, и лишь иног­да - других частей речи. Ребенок сам конструирует слово­сочетания, которые представляют собой устойчивые ре­чевые единицы, образование которых подчиняется неко­торым грамматическим правилам.

Можно утверждать, что телеграфная речь кладет начало так называемому грамматическому строю речи (по Л.С.Выготскому), иными словами с ее началом ребенок начинает осваивать грамматику языка.

Известно, что грамматика, представляет собой со­вокупность правил, благодаря которым слова складыва­ются в законченные смысловые единицы. Значение отдель­ных слов объясняет семантика, а правила сочетания этих слов - синтаксис. Ребенок, понимает смысл слов задолго до того, как научится говорить. Он обнаруживает пони­мание их смысла, как только начинает произносить сло­ва. Но как только он начинает соединять два и более слов, в его речи появляется синтаксис, поскольку результатом смыслового соединения слов (семантики речи) становится завершенное предложение, составленное по правилам (син­таксис).

На следующим этапе развития речи (3-4 года) осу­ществляется переход от «телеграфной» к полноценной речи, индикаторами которой становятся полные или рас­пространенные предложения. Как правило, это трех- или че-тырехсловные предложения, включающие почти все части речи. Ребенок овладевает многими падежными окончания­ми, а усвоение грамматики способствует развитию у ребен­ка языкового чутья. Постепенно в речь ребенка входит мно­жественное число, прошедшее и будущее время. А.Н.Гвоз­дев выделял три стадии усвоения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском

144 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

роде, затем в мужском и после этого появляется правиль­ное словоупотребление.

Для речи ребенка в этот период характерно нали­чие множества грамматических ошибок. Поток речи но­сит прерывистый характер. Однако повторение слов, за­пинки на отдельных словах проходят бесследно, если не делать из этого проблемы. В это время дети ограниченно понимают разъяснения типа: «если съешь суп, получишь конфетку».

Период активной речи характеризуется удивитель­но быстрыми темпами увеличения словарного запаса. Если в полтора года малыш использует от 10 до 30 слов, в два года - более 200 слов, то к трем годам словарный за­пас может составить 1000-1500 слов! Причиной такой ди­намики является усвоение ребенком грамматического строя речи, т.е. семантики и синтаксиса речи.

Итак, мы видим, что посредством усвоения правил, поначалу неточного их употребления и последующей кор­ректировки, дети создают свои собственные правила речи, а затем быстро впитывают образцы речи взрослых с их пра­вилами грамматики. Речь становится все более сложной и грамотной. Уровень развития речи является мощным диаг­ностическим показателем психического и особенно интел­лектуального развития ребенка. Развитой ребенок по мне­нию некоторых авторов это тот, кто «лучше других детей справляется со всеми задачами, с которыми ему приходит­ся встречаться изо дня в день»'. Следует особо подчеркнуть, что сердцевиной развития речи является формирование и развитие у ребенка обобщений. Это - одно из важнейших психологических приобретений раннего детства.

Проведенный здесь и в предыдущей главе анализ становления речи ребенка наглядно продемонстрировал значение всех трех факторов - наследственности, потреб-

Цит. по Флейк-Хобсон К. и др. С. 221.