logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 4. Психология развития детей ... 187

ребенка- Осуществляя предметную деятельность, ребенок учился различать ее структурные элементы, общий смысл деятельности, ее цели, средства и операции. Все это стало базой для возникновения и развития наглядно-действен­ного мышления.

Центральным новообразованием раннего детства явилась система »Я» -ребенка, сознание ребенка в собствен­ном смысле этого слова. Сознание становится подлинным, т.к. опосредуется речью.

Напомним роль обобщения в формировании всех пе­речисленных новообразований. Ранее мы подчеркивали глубинную связь между сознанием, общением и обобщени­ем. «Обобщение есть призма, преломляющая все функции сознания. Обобщение выступает как функция сознания в целом, а не только мышления», - говорил Л.С.Выготский'. Проиллюстрируем сказанное рисунком (рис.12).

Именно с появлением подлинного сознания, системы «И», порождается, и новая потребность ребенка - действо­вать самостоятельно, выражаемая в его постоянном и на­стойчивом требовании - «Я сам». Так он впервые заявля­ет о своем праве быть индивидуальным субъектом своих