logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 129

Приложение 2 Развитие органов чувств и поведения в игре

Новорож­денный

Отрицательно реагирует на внешние световые или шу­мовые СТИМУЛЫ. морщит ЛОб. КРИЧИТ.

Конец 1-го м.

Воспринимается источник света или перемешаемое кольцо, которые удерживаются в направлении его взгляда и глаза могут следить за предметом при отведе­нии его в сторон у до 45 град.

Конец 2-го м.: на спине

Взгляд фиксирует источник света или кольцо и следит за ними при отведении в сторону до 90 град. Угол обзора -180 [рад. Тоже и вертикальном направлении. Прислу­шивается к колокольчику.

Конец 3-го м.: на спине

Следит взглядом за кольцом, которое вы двигаете по кругу Ищет глазами место возникновения звука (колокольчика).

Конец 4-го м.

Занимается игрушкой, которая висит перед ним на дос­тупном расстоянии (кольцо на шнуре) Трогает ее и при­водит вдвижении. Рассматривает игрушку в руке. ищет источник звука,поворачивая голову.

Конец 5-го м.

Засовывает игрушкув роти перекладывает из руки в рук у. Лепечет или прекращает плакать, когда слышит музыку.

Конец 6-го м.

Локализует звук (сидя) с уверенностью поворачивая головуили взгляд (звук колокольчика вне поля зоения)

Конец 7-го м.

Бьет кубиком по столу. Засовывает его в рот, поворачи­вает его рукой и рассматривает его. Смотрит, как падает игрушка.

Конец 8-го м. Сидя у стол а

Слушаетбеседу взрослых. Обводит кубиком в руке во­круг другого кубика на столе. Роняети снова поднимает кубик.

Конец 9-го м. Сидя за столом

Бъет двумя кубиками друг о друга. Вытаскивает кубик из открытого пластикового пакета и снова туда засовы­вает не выпуская.

Конец 10-го м. Сидя за столом

Подталкивает кубик к краю стола и репетирует сбрасы­вание кубика. Поднимает пластиковые коробки, если это показал взрослый. Качает кольцо на шнуре.

Конец! 1-гом. Сидя за столом.

Находит игрушку под чашкой или взакрытой пластмас­совой кубе. Пытается вынуть игрушкуиз куоа. Наме­ренно и многократно сбрасывает игрушку со стола. Подтягивает машину за шнурок к себе(начинающее использование инструмента)

Конец 12-го м. Сидя за столом

Засовывает шарик («пупышку») в бутылку и пытается его сбросить. Пытается поставить два кубика друг на друга. Кладет кубик в пластмассовую коробку и снова

5 Зак. 195

130 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

Приложение 3 Развитие речи (говорения и понимания)

Развитие говорения

Конец 1 -со м.

Крик перед приемом пищи. Иногда слабые гортанные звуки типа (ах). (эх), (ух).

Конец 2-го м.

Более интенсивное образование спонтанных звуков. Более частое появление звуков, неявляющихся криком (появление гуления)

Конец 3-го м.

Самостоятельно может издавать три различных звука. Дифференцировка различных видов крика (голод. боль).

Конец 4-го м.

«Воркует», «щебечет», даже когда к нему не обраща­ются. Радость при спонтанном образовании звука с его повторением. Частый смех при обращении к ре­бенку.

Конец 5-го м.

Лепечет, когда один, с четкой дифференциацией сло­гов. «Воркует» и вскрикивает от радости (веселый .крик).

Конец 6-го м.

«Воркует», вскрикивает от радости, лепечег. Издает звуки, выражающие напряжение при определенных движениях.

Конец 7-го м.

Лепечет слоги: «ля», «ва», «та», «ба», «ка». «Поет». Обращаетна себя внимание с помощью различных зовущих слогов.

Конец 8-го м.

Четкое удвоение слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та». Тем самым копирует произнесенное.

Конец 9-го м.

Лепечет 8 различных слогов, иногда располагая их цепочкой, в основном используя кончик языка.

Конец! 0-го м.

Лепет-монолог. Говорит «мама» и «папа» без уверен­ной дифференциации. Подражает звукам, если взрос­лые к этому побуждают.—————————

Конец 11-гом.

Слоги, которыеребенок лепечет, как короткие пред­ложения. Качаетголовой на «нет». Говорит первое осмысленное слово.

Конец! 2-го м.

Монологи из слогов. Произносит по меньшей мере 2, чаще 5-10 осмысленных слов, на детском языке. Реа­гирует своим голосом на муэь^ку^^^^^^^^