logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства 174

когда родители блаженствует, а ребенок в это время чем-то недоволен, что естественно отравляет радость родите­лей. Возможно и обратное, когда в силу несовпадения фаз радости уже родители отравляют радость ребенку. Нако­нец, в-третьих, это несовпадение смыслов радости. Суть этого несовпадения в том, что людям порой трудно изба­виться от ощущения, что если кто-то рядом смеется, то это потешаются обязательно над ним. «Проблема заключает­ся в том, - пишет Е.В.Сидоренко, - что в чужой радости мы чувствуем элемент издевательства над своим «горем» -будь то озабоченность чем-то или даже просто сосредото­ченность на какой-то серьезной для нас проблеме. В чу­жой слишком бурной радости мы можем улавливать злой умысел: радость воспринимается как злорадство. «Ну, чему ты радуешься?! - говорит мать. - Маме плохо, а ты хохо­чешь»'. В качестве причин такого несовпадения предме­тов, фаз и смыслов радости Е.В.Сидоренко выделяет вли­яние архетипов коллективного бессознательного, на что указывал в свое время К.Юнг, и влияние индивидуальных факторов родителей. Что же это за индивидуальные фак­торы родителей, затрудняющие взаимодействие с детьми.

По мнению Е.В.Сидоренко ими являются импульсив­ность, авторитарность, неуверенность, непоследователь­ность родителей и их желание опекать детей. Согласи­тесь, что многие из перечисленных факторов напрямую обусловливают тип родительской позиции. В противовес негативным факторам Е.В.Сидоренко приводит ряд инди­видуальных параметров личности родителей способству­ющих нормальному взаимодействию с детьми. К ним от­носятся эмпатическое понимание ребенка, любовь и инте­рес к детям, отношение к детям как равным2.

' Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. СПб.

1995-С. 9. 2 Сидоренко Е.В. vk. соч.

174 А верш В. А. Психология детей и подростков_______

Итак, можно резюмировать, что «понимание, лю­бовь и отношение к детям как равным - вот главные союз­ники взрослых, а импульсивность и авторитарность - их главные враги»'.

Однако любые качества личности проявляются в поведении, посредством совершаемых родителями дей­ствий. И далеко не всегда поведение родителей, даже по­буждаемое наилучшими намерениями, достигает нужных воспитательных целей. Известно, что наиболее распрост­раненными средствами воспитания детейявляются похва­ла и наказание. Мы хвалим детей, когда они ведут себя хорошо, и наказываем за прямо противоположное пове­дение. Очевидно негативное воздействие систематическо­го наказания ребенка на его личностное развитие. Однако не все так ясно с похвалой. А-Адлер советовал разводить между собой поощрение, похвалу и одобрение в силу раз­личного психологического воздействия их на ребенка2. Дело в том, что поощрение предполагает совершение ре­бенком действия, т.е. оно используется как некий стимул. Это может быть разрешение заняться любимым делом, подарок или нечто иное, значимое для вашего ребенка. Не следует преувеличивать его, как и преуменьшать.

Существенная разница между похвалой и одобрением состоит в том, что одобряется то или иное действие ребенка, его поступок, поведение, совершенное им. Одобряя либо не одобряя то или иное поведение ребенка, родитель тем самым дает ребенку информацию, с которой тот может работать. Таким образом, ребенок может сам установить связь между совершенным им действием и его оценкой и потому само­оценка ребенка имеет под собой реальное психологическое основание - действия ребенка, одобренные взрослым. В слу­чае похвальбы оценивается не действие, поступок или пове-

' Сидоренко Е.В. Ук. соч. С. 31. 2 ХьеллЛ., ЗиглерД. У к. соч.