logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

2. Эмоциональные процессы и состояния.

Левое полушарие преимущественно связано с поло­жительными эмоциями, с оценкой приятного и смешного, определяет прием и переработку положительной эмоцио­нальной информации.

Правое полушарие преимущественно связано с от­рицательными эмоциями, с оценкой неприятного и ужас­ного и определяет прием и переработку отрицательной эмоциональной информации.

Установлено, что правое полушарие доминирует по основным зрительно-перцептивным процессам: восприя­тие ориентации линий, глубины и пространственной ло­кализации стимулов. В этой связи становится понятным врожденный характер многих перцептивных способностей младенца.

Наконец, важное для обсуждаемой темы обстоятель­ство, касается роли левого и правого полушария в станов­лении речи в раннем онтогенезе. Показано, что в раннем детском возрасте левое полушарие не играет ведущую роль в становлении и развитии речи, как это имеет место у взрос­лых и что нарушения речи в детском возрасте чаще возника­ют при поражении не левого, а правого полушария мозга. С

104 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

учетом вышесказанного можно заключить, что в раннем онтогенезе именно правое полушарие обеспечивает становле­ние доречевого этапа в речевой деятельности ребенка, прежде всего ее просодических характеристики (интонация, темп, ритм), а также образных (невербальных) и -эмоциональных компонентов связанных с развитием вокализации. Что каса­ется левого полушария, то его роль в речевом развитии рез­ко возрастает между 2 и 3-я годами в период становления символической, активной речи ребенка, что соответствует процессу формирования левосторонней полушарной лате-рализации и мануального правостороннего доминирова­ния' . А теперь обратимся к этапам речевого развития в рам­ках становления так называемой безъязычной речи.

Первыми проявлениями доречевой стадии развития ребенка (0-1 год) являются плач, гуление (воркование), лепет и понимание ребенком речи взрослых (т. Приложение 3).

Плач новорожденного это пока единственный дос­тупный ему инструмент общения с миром. Примерно в месяц и более ребенок плачет с определенной целью: что­бы сообщить о голоде, о неприятных ощущениях, о боли, с целью привлечения к себе внимания. Порою бывает весь­ма трудно понять значение плача, но заботливые матери быстро научаются определять его функции.

Уже плач новорожденного - это проявление им ран­них вокализаций, обусловленных генетически детермини­рованными факторами2. При фонематическом анализе плача новорожденного выделяются гласные [а] и ['э], со­гласные [х] и [к] или их сочетания - [кх]. Эти же звуки при-

' Осипенко Т.Н. Ук. соч.

2 Андреева Н.Г„ Павликова М.И„ Куликов Г.А. Начальные эта­пы формирования речевой деятельности детей первого года жизни/Ананьевские чтения-97/Лезисы научно-практической конференции 28-30 октября 1997г. СПб, 1997.-С. 55-56.;Лж-со Е.Е. Речевое развитие детей на раннних этапах онтогенеза/ Там же. С. 85-86.