logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 127

надежные основы усвоения речи и языка. Ведущая роль при этом принадлежит правому полушарию.

7. Формируются зачатки самосознания личности в виде осознания психической общности, схемы тела и са­моощущений, появлении эмоциональных отношений мла­денца к взрослым и предметам.

8. Основными психологическими новообразовани­ям младенчества являются:

- акты хватания и подражания, как важнейшие эле­менты формирующейся предметной деятельности;

- потребность в общении с другими людьми;

-зачатки формирующегося самосознания личности.

128 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

Развитие хватания и владения рукой"

Новорож­денный

Рефлекторное хватание погремушки. Ладони преимущественно закрыты

Конец 1-гом.

Подводит руку непроизвольно ко рту. Сопротивление открытию кулачка сильнее со стороны мизинца.

Конец 2-го м. На спине.

На короткое время задерживает погремушку. Начало исчезновения рефлекторного хватания. Кисти чаще открыты.

Конец 3-го м. На спине.

Поднимает кисти рук над головой и рассматривает их. Кисти чаще открыты. Переход к активному хватанию, двигает вложенной в pvkv погремушкой.

Конец 4-го м.

Неуверенно приближается рукой к погремушкеи касается ее. И грает пальцами.

Конец 5-го м.

Уверенно подводит руку к погремушке и захватывает ее. Еще нет предпочтения одной руки. Билатеральная активность рук. Хватание предмета всей ладонью и вытянутым большим пальцем.

Конец 6-го м.

Если подаются два кубика, хватает только один из них, но второй ку5ик может держать, если его дать в руку. Если хватает второй кубик, первый выпадает. Ощупывание рукой поверхности.

Конец 7-го м.

Хватает обеими руками, каждой по кубику. Перекладывает кубики или погремушки из рук в руки. Крутит игрушкумеждуладонями.

Конец 8-го м. Сидя за столом.

Хватает «пупышку» 8 мм диаметром между вытянутым большим и указательным пальцами. Начинающаяся оппозиция большого и указательного пальцев. Звонит в колокольчик. Первые попытки произвольного выпускания из рук предметов.

Конец 9-го м. Сидя за столом.

Касается указательным пальцем деталей своей игрушки (куклы). Пытается схватить чашкупри питье двумя руками. Снимаете головы платок или иной посторонний предмет.

Конец 10-гом. Сидя за столом.

Про тягиваетигрушку взрослому (но не может параллельно с удерживанием и протягиванием выпустить ее).

Конец 11-гом.

Захватывает «пупышку» согнутым большим и указательным пальцами (завершенная оппозиция большого и указательного пальцев)

Конец 12-гом.

При хватании ку5икарука открывается в зависимости от величины объекта. Хватает одной рукой два кубика. Может взять одновременно двумя руками три кубика. Протягивает игрушку взрослому и выпускает ее.

' Из книги: Miinchner Funktionelle Entwicklungsdiagnostik (Erstes Lebensjahr)//Forschritte Sozialpadiatrie. Band 4. Herausgegeben von TheodorHellbriigge, Munchen Lubeck, 1994. P. 55-59.