logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 77

плакать, когда рука достигала предполагаемого местопо­ложения иллюзорного предмета и где не оказывалось ре­ального предмета. Самым маленьким испытуемым было всего лишь четыре дня, что доказывает врожденный ха­рактер зрительно-тактильной координации в процессе восприятия предметов, когда ситуация воспринимается как нерасчлененное целое. Последующие опыты позволили ус­тановить временную границу, после которой дети способ­ны отдифференцировать зрение и осязание как различные модальности.

Такая дифференциация отчетливо проявляет себя в шестимесячном возрасте и в последующем зрение стано­вится доминирующей модальностью. Итак, эксперимен­ты психологов показали, что в онтогенезе зрительная оценка осязаемости предшествует тактильной, а им обо­им предшествует этап недифференцированной зрительно-тактильной интеграции".

О зрительно-слуховой координации в процессе восприятия

Об опытах М.Вертхаймера, доказывающих врожден­ный характер зрительно-слуховой координации у младен­цев, мы уже говорили. В качестве других подтверждаю­щих этот вывод фактов можно привести опыты Аронсона и Розенблюма, которые обнаружили, что рассогласова­ние зрительной и слуховой информации вызывает резкое недовольство трехнедельного младенца. Полученные ре­зультаты легко сопоставимы с результатами опытов по зрительно-тактильной координации у новорожденных и младенцев до шести месяцев. Интересно отметить, что спо­собность к дифференцировке слуховых и зрительных сти­мулов характерна для более старших детей. Все эти данные

' Бауэр Т. Ук. соч.

78 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

вкупе с предшествующими позволяют увидеть общую кар­тину сенсорного развития младенца.

Т.Баузр выделяет три стадии сенсорной дифферен­циации'. У новорожденного и младенца первых недель и месяцев жизни имеется примитивное единство зрительной, тактильной и слуховой сфер, при ведущей роли первой.

На следующей стадии, начиная с 4,5 месяцев, начи­нается процесс сенсорной дифференциации. Особенно уси­ливается значение зрительного анализа, однако, соб­ственно зрительное, слуховое или ручное поведение все еще отсутствует.

Окончательная дифференцировка всех сенсорных мо­дальностей происходит на третьей стадии, примерно в шесть месяцев, когда зрительные, тактильные и слуховые ответы младенцев носят вполне дифференцированный характер.

Интересно, что З.Фрейд тоже называл шестой месяц жизни младенца в качестве рубежного для возникновения зачаточных представлений у младенца о своем «Я». Диаг­ностическим признаком выделения «Я» младенца З.Фрейд считал первые прикусывания младенцем груди матери во время кормления. С другой стороны, само при-кусывание означает развитую дифференцировочную реак­цию младенца. Таким образом, первый шаг на пути само­выделения «Я» младенца оказывается тесно связанным с развитием дкфференцировочных реакций.

Завфшая разговор о механизме перцептивного раз­вития ребенка, следует отметить, что еще в конце прошло­го века русским психологом Н.НЛанге был сформулиро­ван общий закон перцепции. Суть его в том, что «процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой сме­не целого ряда моментов или ступеней, причем каждая предыдущая ступень представляет психическое состояние менее конкретного, более общего характера, а каждая сле-

' Бауэр Т. Ук. соч.