logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

2.1. Врожденные способности младенца

За последние 30 лет был сделан решительный ры­вок в изучении психики младенца, результаты которого заставили психологов коренным образом пересмотреть свои взгляды в отношении психологии младенческого возраста. Новые данные о психических возможностях новорожденного и младенца позволили Т.Бауэру выска­зать мысль о решающем значении этого периода для по­знавательного развития ребенка2. Каковы же они эти пси­хические возможности младенца, с которыми он прихо­дит в новый для себя мир?

В этой связи первый вопрос, который возникает при изучении психического развития младенца, это вопрос о соотношении его врожденных способностей и внешней среды (научения) младенца в ходе его развития. Это дей­ствительно один из центральных теоретических и практи­ческих вопросов психологии развития.

Издавна мир ученых был разделен на два лагеря -нативистов и эмпиристов. Первые считали, что человечес­кие способности заключены в самой структуре организма,

' Юнг К. Собрание сочинений. Конфликты детской души. М.:

Канон,1994. 2 Бауэр. Т. Ук. Соч.

64 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

носят врожденный характер, подчеркивая тем самым до­минирующую роль наследственности. Поэтому они пес­симистично относились к возможности совершенствова­ния человека путем его научения. Невежественные и не­умелые от рождения, - говорили они, - обречены быть таковыми на всю оставшуюся жизнь".

Вряд ли кто будет оспаривать роль наследственнос­ти в ходе физического развития младенца. Но какова ее роль в психическом развитии ребенка?

Эмпиристы, напротив, утверждали, что человечес­кие способности развиваются избирательно, в результате специфического взаимодействия с окружающей средой, т.е. путем научения. Поэтому невежественными люди ос­таются лишь потому, что окружающая среда лишила их возможности развития и если ее изменить, то все люди смогут добиться высокого уровня развития своих спо­собностей.

Спор между нативизмом и эмпиризмом продолжа­ется по сей день. И вряд ли он получит однозначное ре­шение, доказывающее абсолютную правоту одних и оши­бочность других. Скорее всего, будет найден некий «ком­промисс».

Т.Бауэр, обсуждая эту проблему, пишет о сложных, диалектических взаимоотношениях, в которых находят­ся врожденные способности и научение в ходе психичес­кого развития младенца. «Процессы развития, делают на­учение возможным, но само научение не является причи­ной развития»2 - пишет он, подчеркивая при этом, что «научение зависит от целого комплекса врожденных способностей и .. оно ... не ведет к каким-либо постоян­ным изменениям»3.

65

Подтверждением этой точки зрения служат интерес­ные эксперименты. Например, экспериментально было доказано, что уже в первый день жизни дети способны обучаться. Этот уникальный эксперимент был проведен Е.Сиквилендом и Л.Липситом, которые сумели научить младенца поворачивать голову в одну сторону в ответ на гудок, а в другую - в ответ на звон колокольчика. Когда же гудок и звонок чередовались случайным образом, по­ворот головы совершался только в нужном направлении. Л.Липсит в этой связи высказал предположение, что луч­ше всего люди учатся в младенчестве, а не в более позднем возрасте'. Однако результаты этого эксперимента вряд ли доказывают правоту нативистов или эмпиристов, посколь­ку все же не ясно, следствием чего явились реакции ново­рожденного - его врожденных способностей или научения.

Опыты Уотсона и Папусека также подтвердили, что способность к научению первоначально определяется врожденными механизмами, которые, однако, могут уга­сать, если их не упражнять2. На основе этих и многочис­ленных собственных исследований Т.Бауэр резюмирует:

развитие способностей к научению «зависит от сложных взаимоотношений между врожденными механизмами и возможностью использования этих механизмов в психо­логическом окружении»3.

Эта мысль Т.Бауэра находит подтверждение при ана­лизе психологического механизма восприятия. Б.ГАнань-ев продемонстрировал сложный, диалектический характер отношений между природной и культурной линиями в пси­хическом развитии человека на примере анализа механиз­ма восприятия человека. Рассматривая восприятие как сложное сочетание функциональных, операционных и

66 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

мотивационных механизмов, он полагал что функциональ­ные механизмы восприятия, которыми являются его сенсор­ные функции - зрительная, слуховая, тактильная и другие генотипически обусловлены, поскольку «возрастные измене­ния функционального состава восприятия свидетельству­ют о действии биологических закономерностей (онтогене­за) и прямом влиянии априорных свойств человека на эту сторону перцептивных процессов». Операционные же ме­ханизмы восприятия - измерительные, соизмерительные, построительные, корригирующе-контрольные и другие формируются на основе функциональных в «процессе прак­тического оперирования с вещами и явлениями», «посред­ством образования, дифференцировки и генерализации ус­ловных связей, в которых и осуществляется тренировка функций»'. Выделение Б.ГАнаньевым функциональных и операционных механизмов восприятия позволяет понять движущие силы перцептивного развития, обусловленные сложными, противоречивыми отношениями между этими двумя составляющими. Мотивационная составляющая восприятия определяет направленность, селективность и напряженность развития всех перцептивных процессов. Потребность в видении, слышании, осязании и других ви­дах сенсорной деятельности, сенсорный голод, как след­ствие неудовлетворения этих потребностей, познаватель­ный интерес -все это оказывает влияние на функциональ­ные и операциональные механизмы восприятия и их взаимодействие. И еще об одном аспекте изучения перцеп­тивного и психомоторного развития ребенка.

В последнее время, особенно в рамках нейро-линг-вистнческого программирования - одного из современ­ных направлений в психотерапии - подчеркивается, что поведение и мышление человека в значительной мере обус­ловлено действием предпочитаемой им сенсорной систе-

Ананьев Б.Г„ Дворяшина М.Д; Кудрявцева Н.А. Ук. соч. С. 32-33.