logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 343

гой - прямо противоположное в обмен на все то же при­знание и одобрение.

Два последних феномена (реакция группирования и потребность в одобрении) порождает так называемую си­туативную личность, когда подросток становится неопре­деленной личностью на неопределенное время. В этой свя­зи становится понятными факты девиантного, а то и про­тивоправного, поведения внешне вполне благополучных подростков из «хороших» семей. Пытаясь получить одоб­рение сверстников из референтной, т.е. значимой для них группы, они вынуждены действовать не столько по своему собственному разумению, сколько подчиняясь требовани­ям группы. При малейшем сопротивлении им в лучшем слу­чае грозит исключение из состава группы, а значит, и поте­ря значимых для подростков связей со сверстниками.

Таковы способы выработки чувства отграниченно-сти своего «Я», являющегося важнейшей составляющей самосознания. Важно отметить, что все эти феномены, как правило, наблюдаются в поведении младшего школьника и младшего подростка. Цель такого поведения состоит в основном в уточнении и закреплении границ своего «Я» от множества «Я» окружающих людей.

Однако внутренняя структура этого «Я» остается все еще плохо разработанной и потому слабо осознаваемой самим подростком. Поэтому следующий этап в развитии самосознания состоит в расширении и уточнении содержа­ния этого «Я», т.е. в осознании подростком той системы отношений, которая и составляет сущность самосознания личности.

На рис.19 этот последний, завершающий этап обо­значен как этап становления идентичности. Строго гово­ря, понятия идентичности и самосознания в значительной мере тождественны друг другу. Используя это понятие, мы хотели подчеркнуть значимость этапа, в рамках которого положено начало активному осознанию подростком сути

344 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

своих отношений к другим людям, предметам и самому себе.

В этой связи представляет интерес динамика об­раза «Я» в переходный период времени (от младшего школьника к младшему подростку), а также внутри са­мого подросткового периода: от среднего подросткового возраста к старшему.

Для младшего школьника в целом характерно рав­новесие позитивных и негативных суждений о себе: 94% третьеклассников, характеризуя себя, называют формы поведения, которые им нравятся и 95%, которые не нра­вятся'. При самоописании третьеклассники в первую оче­редь называют конкретные формы поведения, связанные с учебной деятельностью (успех или неуспех в учебе, дисцип­лина на уроке и при выполнении домашних заданий, не­которые черты характера, связанные с этим), а во вторую -различные умения и формы поведения, в которых проявля­ются физическая сила и качества мужественности. Это особенно характерно для мальчиков. В самоописаниях де­вочек такие суждения встречаются в три раза реже, они чаще используют качества и свойства личности, характе­ризующие отношения к людям. В этой связи можно пред­положить, что динамика становления «Я» девочек опере­жает аналогичную динамику у мальчиков. Обобщая ска­занное, можно утверждать, что структура «Я» младшего школьника носит, так сказать «предметно-действенный» характер, он видит в себе прежде всего «предметные» ха­рактеристики - что я умею и что не умею делать и как это оценивается мною и окружающими.

В начале подросткового возраста (11-12 лет) в со­держании «Я» заметны существенные изменения2. Во-пер­вых, отмечается бурный рост негативных самооценок: 34%

' Психология современного подростка Ук. соч. 2 Там же.