logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 95

шем будут формироваться дифференциальные двигатель­ные механизмы - хватание, другие движения, наконец, речь. Но все это будет уже в следующих микропериодах.

Поскольку комплекс оживления считается централь­ным приобретением психической жизни младенца в этот микропериод, остановимся более подробно на его харак­теристике. Психологический смысл комплекса состоит в том, что это не просто совокупность реакций ребенка, а попытка воздействия на взрослого. Как уже отмечалось, начинается он с появления улыбки при виде говорящего взрослого. Социальная улыбка - главный признак начала второго микропериода в жизни младенца. Как правило, она появляется на первой неделе второго месяца. Иногда это происходит на 3-4 неделе, еще реже это бывает на 6-7 неделе. (Более подробно о генезисе улыбки будет сказано ниже). Отметим, что в первые два месяца жизни дети, вы­деляя взрослых, не могут при этом дифференцировать их между собой. Эта способность появляется только на 3-м месяце. В комплекс оживления входит и смех ребенка, появляющийся между 8-12 неделями (в виде периодичес­ких взвизгиваний). Вместе со смехом можно наблюдать оживленную мимику, глубокие вздохи, гуление (в конце 2-го месяца), что имеет исключительное значение для ста­новления речи, вскидывание рук, перебирание ногами. Все это - выражение положительных эмоциональных реакций.

Таким образом, мы видим, что комплекс оживле­ния - это действительно качественно иное психическое образование данного периода. Его своевременное появ­ление и хорошая выраженность - свидетельство нормаль­ного психического развития младенца. Отсутствие комп­лекса оживления, или его парадоксальность, например, появление страха, крика и других отрицательных эмо­ций, равно как и недоразвитие его отдельных компонен­тов - все это может свидетельствовать об отклонениях в психическом развитии младенца в этом периоде.

96 А верин В. А. Психология детей и подростков_______

Следующий микропериод в жизни младенца, выяв­ляемый Н.Л.Фигуриным и М.П-Денисовой, приходится на возраст от 3 мес. до б мес.'

Дифференцирующим симптомом этого микропери­ода они считают появление у младенца реакции ощупыва-ния своих рук, реакции постоянной и очень четкой (10-14 недель). Новым при этом является удерживание ребенком отдельных мышечных групп в известной степени сокра­щения. Поэтому становится возможным хватание, отве­дение плеч, делание моста, поднимание головы лежа на спине, поворачивание на бок, ощупывание груди матери во время сосания, произнесение слогов.

Короче говоря, появляются дифференцированные ре­акции, а следовательно, устанавливаются более точные и совершенные отношения с окружающей средой. С психо­логической точки зрения наиболее важным моментом яв­ляется появление и развитие акта хватания, - главного приобретения этого микропериода. Это важно потому, что хватание - предтеча предметно-манипулятивной деятель­ности ребенка. Коль скоро значение этой реакции так ве­лико в последующем психическом развитии ребенка, по­кажем динамику ее формирования:

— 10 — 14 неделя - ощупывание своих рук;

— 13 — 16 неделя - ощупывание других предметов;

— 11 — 17 неделя - реакция рассматривания своих рук;

— 15— 18 неделя-реакция удержания схваченного предмета;

17 — 20 неделя - собственно хватание;

— 17 — 23 неделя - хватание ног;

— 18 — 21 неделя - хватание предметов при их прибли­жении;

' Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Ук. соч.

пропуск этапов

— 20 — 24 неделя -размахивание погремушкой из сто­роны в сторону (см. Приложение 1).

Из других моторных реакций отметим, что в этот пе­риод появляются реакции, подготавливающие сидение ребен­ка (на 22-30 неделе ребенок сидит без поддержки) и стояния (на 19-25 неделе ребенок стоит, держась за руки взрослого).

Примерно в три месяца ребенок может различать цве­та, а в 6 месяцев - узнавать отдельные свойства предметов. Например, если ребенок наблюдает за движущейся фигу­рой зайца, то после того как она скрывается за ширмой и появляется уже в виде уменьшенной модели того же самого зайца, это вызывает у младенца реакцию удивления.

Вследствие развитой тонкой дифференцировки так­тильного анализатора на 18-23 неделе ребенок отказыва­ется от чужой груди, а на 16-20 неделе - от рожка.

Эмоциональные реакции младенца

На 12-17 неделе появляется крик младенца при ухо­де взрослого. При этом изменяется характер самого крика (появляется хныканье), что происходит, как правило, пе­ред сном или кормлением. В связи с тем, что первое выде­ление «Я» младенца по мнению З.Фрейда происходит при­мерно в шесть месяцев это несколько изменяет его жиз­ненную ситуацию. До этого времени эмоциональные реакции младенца в основном выполняли побудительные функции, с помощью которых ребенок взывал к помощи взрослых. Поэтому невозможно избаловать ребенка до этого возраста, оперативно реагируя на его зов. Со вто­рой половины года, в связи с выделением «Я» младен­ца, взрослым нужно дифференцирование реагировать на плач ребенка, поскольку здесь мы можем сталкиваться с попытками манипулирования со стороны младенца.

4 Зак. 195

98 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

Социальные реакции

К концу этого микропериода ребенок начинает уз­навать мать, что свидетельствует о хорошем психическом развитии. Правда эта реакция очень непостоянна и поэто­му ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностичес­кого значения. Для оценки развития можно использовать реакции ребенка на игрушку. По данным Е.М.Мастюко-вой в этом возрасте он начинает активно манипулировать с нею: подолгу фиксирует ее взглядом, следит за ее пере­мещением, протягивает к ней руки, схватывает и тянет ее в рот. Все это сопровождается выразительными эмоцио­нальными реакциями'.

Младенца удается научить ходить на горшок, как правило, не ранее чем в 5 месяцев, хотя есть данные что иногда удается научить и в 4 месяца. Начинать эту работу нужно с 3-х месяцев. На 16-25 неделе младенец начинает узнавать мать (см. Приложение 4).

Четвертый микропериод - б мес. - 12 мес.

Отличительным признаком этого периода является похлопывание ручкой по предмету. Для этого периода ха­рактерны три вида принципиально новых реакций ребен­ка - повторные, цепные реакции и реакция подражания.

Повторные реакции-это похлопывание рукой, пред­метом, постукивание предметом о предмет, раскачивание сидя, трясение перильцев кроватки, похлопывание ногой, произнесение повторных слогов (см. Приложение 1).

Цепные реакции - это ползание, сажание, вставание,

ходьба.

Подражание - это движение рук ребенка, как под­ражание действиям взрослых («ладушки», «до свидания», «полетели на головушку»), движения головы (покачи­вание), движения ног (топанье), речь и модуляция голоса