logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 355

пониманием того, почему был дан именно такой ответ, умением объяснить причины своего выбора.

Л.Колберг считал, что каждая последующая стадия нравственного становления ребенка основывается на пре­дыдущей, включает ее в себя и подготавливает почву для последующей. Люди любой культурной среды проходят эти стадии, поскольку это обусловлено стадиями разви­тия интеллекта и различие состоит лишь в скорости их про­хождения. Сам же процесс нравственного развития чело­века неизменен.

Предконвенциальный (преднравственный) уровень (4-10 лет)

Поступки людей, находящихся на этом уровне нрав­ственного развития, определяются внешними обстоятель­ствами (правилами), дабы избежать наказания и заслужить награду. Точки зрения других людей при этом субъектом не учитываются. Этим уровнем развития определяются первые две стадии.

1-я стадия: »покорность и наказание».

Ответы детей? 1) «Хайнц должен был купить лекар­ство. Если он его украл, его должны посадить в тюрьму и так или иначе ему придется выплачивать полную стои­мость».

2) «Хайнц должен был украсть лекарство, потому что, если бы он этого не сделал, его замучила бы совесть. он считал бы себя виновником смерти жены».

3) «Нет ничего страшного в том, что Хайнц решил украсть, т.к. на самом деле лекарство стоит не 2000 долла­ров, а много дешевле. Поэтому Хайнц не рискует быть подвергнутым строгому наказанию».

Как видите, несмотря на противоположность отве­тов, все они характеризует первую стадию нравственного развития ребенка. Это обусловлено тем, что дети, прежде

12*

356 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

всего, ориентируются на избегание возможного наказания, вследствие нарушения установленных правил поведения:

«Я должен сделать то, что обещал, иначе меня накажут?» -вот главный мотив ответа ребенка. В этих ответах просле­живается мощное влияние эгоцентрической позиции ребен­ка, предусматривающей одну единственную точку зрения, накрепко и однозначно связывающую между собой при­чину и следствие. Другая же возможная точка зрения -ценность человеческой жизни - не учитывается. «Чем боль­ше разбито чашек, тем суровее должно быть наказание» -ведущий мотив ответа трехлетнего Вани, полагающего что Петя, разбивший 5 чашек, помогая маме накрыть на стол, заслуживает большего наказания, нежели Саша, без спро­су взявший конфеты из буфета и разбивший при этом толь­ко одну чашку. Другая возможная точка зрения - мотивы поведения Пети и Саши - Ваней не учитывается. Он сосре­доточен на собственном «Я» и жестко ориентируется на двуединство: «боль-удовольствие».

2-я стадия: «личный интерес».

Ответы: 1) «Если Хайнц не хочет потерять супругу, он должен украсть лекарство. Возможно, его посадят в тюрьму, но зато он сохранит свою жену. Ведь, когда уми­рает ваша собака - это одно, т.к. в ней нет особой нужды. Не знаю, должен ли он был сделать то же ради друга, т.к. я не уверен, что он пошел бы на кражу ради него».

2) «Хайнц не должен красть. Иначе все будут счи­тать его вором. Может быть, друзья помогут ему собрать нужную сумму».

Эгоцентрическая позиция ребенка сохраняется. Ме­няется лишь рассматриваемый объект: на первой стадии -это возможность наказания, вследствие нарушения правил, на этой стадии - личный интерес, личное удовлетворение:

«раз ты взял без спросу мою игрушку, то и я у тебя возьму». Если этот человек данном случае жена) мне лично инте­ресен, тогда это меняет дело, а если он мне не интересен,

.___Глава 6. Психическое развитие подростка з^т

тогда совсем другое дело. Предмет же личного интеое~~ (удовлетворения) может быть каким угодно. са

Таким образом, содержание первого уровня hd-ственного развития обусловлен либо мерой вознаграмс ния или наказания (1-я стадия), либо той пользой, интеь ' сом или удовольствием, которую можно при этом извле»

Конвенциальный уровень(10-13 лет)

Человек, находящийся на этом уровне нравствени го развития, ориентируется на общепринятые, традиии ные принципы и нормы поведения, которых придермсиваю! все или большинство других людей.

3-я стадия: «одобрение другими людьми».

Ответы: 1) «Ничего плохого в том, что Хяйип v^

^••"инц хотел спасти жену, нет. Зато он показал всем, какой он хопои ^

муж. Все знают, что любовь бесценна. Ее ничем не за < нишь. Если бы он не любил свою жену настолько решиться на все ради ее спасения его, безусловно вало бы осудить».

2) «Люди не будут считать его плохим из-за коа' ради спасения жены. Но они сочтут, что он ужасный че и век, если он не сделает этого».

3) «Хайнц не должен был красть препарат. Коа вообще нехорошо, т.к. люди не любят, когда у них ic ь дут то, что им принадлежит».

Несмотря на разность ответов, все они объелин одним ведущим мотивом: «Я хочу делать то, что ппия ' другим». У взрослых это реализуется в сентенции тщт10 «Что скажет Марья Алексеевна!».

Для человека, находящегося на этой стадии pai тия, главное - это поддержание хороших, комфорт» отношений с окружающими его людьми. Поэтому оси ным нравственным критерием становится точка зпр этих людей.

358 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

4-я стадия: «авторитет, закон, порядок».

Ответы: 1) «Супружество - это обязательство. Как контракт. Когда женятся, жену обещают любить. Таким образом, долгом Хайнца было спасти ее. С другой сторо­ны, у него не было никакого права идти против закона. Ему нужно будет вернуть фармацевту недостающие день­ги и, возможно, искупить свою вину тюремным заключе­нием».

2) «Воровство противозаконно. Хайнц должен был найти другой способ достать лекарство».

Моральное обоснование поступков людьми, нахо­дящимися на этой стадии развития, обусловлено призна­нием ими ответственности (обязанности) и чувства вины, а не одобрения или чувства стыда: «я обязан соблюдать закон». Поэтому дети стремятся заслужить одобрение всего общества, а не только какой-то референтной для них груп­пы людей, как это было на предыдущей, третьей стадии. В принципе, большинство взрослых придерживаются нрав­ственных императивов, присущих конвенциальному уров­ню нравственного сознания.

Постконвенциальный уровень (после 13 лет)

Истинная нравственность человека характеризует­ся именно этим уровнем. Достигнув его, человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что естественно предполагает и высокий уровень интеллек­туальной деятельности.

5-я стадия: «общественные нормы, принципы и цен­ности».

Ответы: 1) «Если Хайнц не сделает все возможное для спасения жены, он рискует потерять уважение других. Он крадет лекарство во имя благополучия другого чело­века. Хотя для всех лучше, чтобы законы всегда соблюда­лись, бывают случаи, когда их нужно нарушить. Каждый