logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Психическое новообразование

С

С

т

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

т

А

Г—————1

А

Б

~—''-—'"

Б

И Л

РЕБЕНОК <=ЮКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА =

И Л

Ь Н

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ь Н

Ы И

<^

Ы И

П

П

Е

Е

Р

ПСИХИЧЕСКОЕ

Р

И

НОВООБРАЗОВАНИЕ

И

0

0

д

Д

Рис. I. Схема психического развития ребенка

2*

36 Аверин В.А. Психология детей и подростков_____

Ранее мы отмечали, что развитие психики - это за­кономерное изменение психических процессов во време­ни, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Мы видим, что именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они результи-руют плоды ведущей деятельности, развивающейся в рам­ках конкретной ситуации развития, развернутой во вре­мени. Мы говорили о том, что именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка и, действительно, с их появлением завер­шается один период развития и открывается следующий.

Наконец, мы видим, что новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которы­ми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит тот самый перелом в психическом развитии, о котором говорилось выше.

Итак, мы подошли к еще одному важному вопросу -вопросу о периодизации психического развития ребенка. Обратимся к краткой истории этого вопроса, из которой всегда полезно извлечь некоторые уроки.