logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

3.8. Становление личности ребенка, его системы «я»

Система «Я» является важнейшим фактором психи­ческой жизни и поведения ребенка. В свое время И.Фихте собирался праздновать духовное рождение своего сына в тот день, как он начнет говорить «я». Действительно, осознание ребенком своего «Я» - это решающий момент в развитии его личности. Именно поэтому нам не безраз­лично, как формируется «Я» ребенка и, главное, что и как на него при этом влияет. Анализируя теорию психического развития ребенка Э.Эриксона, мы получили определенное представление о формировании системы «Я»'. Вкратце на­помним ее. Автор выделяет 5 этапов, описывающих про­цесс развития в детском и подростковом возрасте, каждый из которых характеризуется оппозиционной парой:

- доверие - недоверие (возраст 0-1 год)',

- автономия - зависимость (1-3 года);

Эриксон Э. Детство и общество. М.. 1996.