logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

1.2. О методологии последующего изложения

Сложная и нередко противоречивая картина психи­ческого развития ребенка заставляет быть особенно вни­мательным к структуре изложения. Ведь главная задача при этом - приведение информации в удобоваримую для читателя систему, которая по возможности облегчала бы процесс усвоения. Важно, чтобы и сам читатель активно трансформировал получаемую информацию в систему зна­ний. Но для этого ему нужен инструмент перевода потреб­ляемой информации из состояния «броуновского движе­ния» в системно организованное знание.

Роль такого инструмента, по нашему мнению, долж­на сыграть концепция последующего изложения, други­ми словами, та генеральная точка зрения, которая увя­зывает многообразную информацию о жизни ребенка и приводит ее к единому знаменателю. Именно он, этот зна­менатель, обусловливает жизненный смысл возникнове­ния, развития, и гибели психологических новообразова­ний на протяжении жизни ребенка от рождения к взрос-лости.

Как, с какой стороны подойти к определению та­кой концепции?

В известной библейской притче об Адаме и Еве пос­ледние стали собственно людьми, вкусив от древа позна­ния добра и зла. Но, вкусив плод, они освободились от жестких связей с матерью-природой. Выйдя из нее, они ока­зались перед ее лицом и противопоставленными ей, осоз­нав при этом и свою отдельность, и, кроме того, своераз-личие. Поэтому можносогласиться с мыслью Э.Фромма о том, что человек есть осознающая себя жизнь'.

Акт рождения ребенка по сути своей есть не что иное, как выход его из лона природы и резкого противо-

Фромм Э. Человек для себя Минск: Коллегиум, 1992.

Глава 1. Психология развития ребенка ^3

поставления себя ей. Вся последующая жизнь - от рожде­ния к своему финалу - это процесс последовательного осознания человеком своей отдельности ото всего, а, сле­довательно, и переживание этой отдельности.

В связи с этим жизнь ребенка можно представить как поэтапное осознание им своей отдельности, самости и свя­занные с этим переживания. Следует отметить, что разные авторы по-разному толкуют содержание этих пережива­ний, составляющих суть психической жизни ребенка.

З.Фрейд, например, считал, что жизнь - это поле борьбы двух непримиримых противоположностей - со­знания, с вытесненными в бессознательное, влечениями.

К.Юнг главным проклятием современного челове­ка считал утрату им первоначального единства, т.е. рас­щепление собственной личности и существование двух и более личностей внутри одного индивида.

Э.Фромм полагал, что само осознание человеком своей отдельности порождает глубокое чувство тревоги, напряжения и беспокойства, а вместе с ними и естествен­ную потребность освободиться от них, стремление «по­кинуть тюрьму своего одиночества».

Таким образом, понять жизнь ребенка, значит, по­нять процесс осознания им своей отдельности от окружа­ющей внешней среды в ходе психического развития. Все многообразие фактов психической жизни ребенка долж­но служить нам иллюстрацией и способом доказательства осознания им своего «Я».

Это важно и потому, что все мы -родители, педаго­ги или врачи-педиатры, знающие и понимающие источни­ки, движущие силы и закономерности психического раз­вития ребенка от рождения к юности, получаем целост­ную картину развивающегося детства. Формируя в своем сознании такую картину, мы тем самым формируем и но­вую для себя философию - философию детства. Суть ее, как мне кажется, состоит в том, что жизнь ребенка - это

14 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

процесс осознания им своей отдельности от природы, стрем­ление вернуть утраченную гармонию, но гармонию созна­тельного индивида и матери-природы.

Этот процесс осознания, сопровождаемый психоло­гическими эффектами, и есть процесс психического раз­вития, который представляет главную особенность ребен­ка, его сущностное свойство- свойство развития. Имен­но в ходе развития ребенок постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее.

Для того чтобы понять сложную, многофакторную и порой весьма противоречивую картину психического развития ребенка, необходимо найти и точно определить рычаги, запускающие в действие и регулирующие процесс этого развития. Речь идет о выделении и описании основ­ных принципов, закономерностей и механизма психичес­кого развития ребенка. С их помощью можно произвести научный анализ психологических фактов, которыми со­провождается каждый возрастной этап в течение жизни ребенка.

Но, приступая к такому научному анализу, хоте­лось бы предостеречь читателей от излишней апологии научного знания. Известный американский философ на­уки Поль Фейерабенд высказал весьма спорное, но очень любопытное суждение по этому поводу: «Наука - одна из многих форм мышления, развитых человеком, и не обязательно лучшая форма. Это видная, шумная и на­хальная форма мышления, но ее внутреннее превосход­ство существует только для тех, кто уже сделал выбор в пользу определенной идеологии и кто принял ее без ка­кого-либо анализа ее преимуществ и границ»'. Это на­поминание о значимости плюрализма идей и относитель­ности границ познания важно перед тем, как мы пусти м-

' Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М„ 1986.