logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 337

личности, тесно связанными с темпераментом. С возрас­том увеличивается число связей между вербально-логичес-кими, т.е. онтогенетически более «поздними» интеллекту­альными параметрами и собственно личностными, точнее, коммуникативными качествами. Можно предположить, что развитие коммуникативных качеств личности в зна­чительной степени опосредованно развитием вербально-логических интеллектуальных функций, впрочем, как и обратно. Во всяком случае очевидно, что подростковый период - это время все большей интеграции линий позна­вательного и личностного развития ребенка, для которо­го свойственно включение в систему связей новых интел­лектуальных и личностных структур. Наряду с этим так­же установлено, что с возрастом увеличиваются половые различия в системе взаимосвязей между интеллектуальны­ми и личностными показателями, особенно среди лиц с низ­ким уровнем интеллектуального развития'.

Эти данные находят подтверждение и в других ис­следованиях. Нами изучалась взаимосвязь интеллектуаль­ных и личностных особенностей 15-летних девочек-под­ростков Обнаружено, что с параметрами личности взаи­мосвязаны как вербальный, так и невербальный интеллект. Однако наиболее тесно связаны с личностными характе­ристиками показатели невербального интеллекта: насчи­тывается 11 значимых связей между параметрами личнос­ти и показателями невербального интеллекта и только 6 значимых связей с показателями вербального2.

Рыбалко Е.Ф„ Кулешова Л. Н„ Прохоренко Т. В., Балакшнна Ж.А. Личностный фактор в развитии интеллектуального по­тенциала/Теоретические и прикладные вопросы психологии. Часть 1.СП6, 1995.

Аверин В.А. О взаимосвязи личностного и интеллектуально­го потенциалов подростков/Эколого-социальные вопросов за­шиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век. Материалы IV Международного конгресса. СПб, 1998.

338 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

Качественный анализ связей между личностными характеристиками и интеллектуальными показателями показал, что математические способности девочек-подро­стков опосредованны преимущественно эмоционально-волевыми параметрами личности. Девочки с развитыми математическими способностями - это эмоционально не­устойчивые, тревожные, с повышенной чувствительностью к угрозе, робкие, зависимые, осторожные и послушные, со слабой силой «Я», но при этом - практичные, с разви­тым рационально-логическим подходом, склонные придер­живаться устоявшихся взглядов. Перечисленные парамет­ры характеризуют так называемые интровертированные черты личности, которые, как известно, положительно свя­заны с невербальным интеллектом. С некоторыми из пе­речисленных эмоционально-волевых характеристик лич­ности девочек-подростков связаны и вербальные парамет­ры интеллекта, хотя и в значительно меньшей степени.

Таким образом, анализ связей между интеллектуаль­ными и личностными характеристиками девочек-подрос­тков показал, что наиболее тесно связаны между собой невербальные (а среди них, прежде всего, математичес­кие) способности и эмоционально-волевые (точнее инт­ровертированные) черта личности. Связи между вер­бальными способностями с теми же эмоциональными ха­рактеристиками личности значительно слабее. Что касается мнемических показателей, то они преимуще­ственно связаны не с эмоциональными, а коммуникатив­ными чертами личности.

Психологам давно известно, что в наибольшей сте­пени личностные характеристики связаны с показателями творческой деятельности. Показано, что подростки с раз­витым творческим потенциалом отличаются развитым чувством индивидуальности, стремлением опираться на собственные силы, желанием работать самостоятельно, уверенностью в себе, уравновешенностью и напористос-