logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 369

подкрепление»'. Именно в семье ребенок проходит свой первый этап социализации и именно там он может усво­ить первый урок агрессивного поведения. Что же способ­ствует лучшему усвоению этого урока?

Во-первых, это характер семейных взаимоотноше­ний. Так, постоянные ссоры и скандалы отмечались в 39% семей подростков-правонарушителей, драки между роди­телями - в 24% семей, постоянная вражда между супруга­ми - в 12% 2. На конфликтные отношения в семье как ис­точник негативных переживаний указывают 56% мальчи­ков и 78% девочек из группы трудных подростков и 47% мальчиков и 18% девочек из группы благополучных3.

Во-вторых, это стиль семейного руководства. Практи­ческий интерес представляют данные о связи агрессивного поведения с наказаниями, используемыми родителями. Час­тые и неоправданно жестокие наказания, кстати, как и от­сутствие контроля и присмотра за детьми, провоцируют де­тей к агрессивному поведению. Более того, дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний роди­телей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже сво­их детей. Другим отрицательным следствием карательной политики родителей могут стать активные либо пассивные формы сопротивления детей. Частые наказания, возбужда­ющие и расстраивающие детей, могут привести к тому, что они забывают причину, вызвавшую наказание. При этом исчезает «воспитательный эффект», на который рассчиты­вали родители. Наконец, дети, приученные к частым и нео­правданным наказаниям, оказываются неспособными к при­нятию правил приемлемого поведения, поскольку наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежела­тельного поведения, но не устраняет причины его.

' Бэрон Р., РичардсонД. Ук. соч. С. 93.

2 Кормщиков В. М. Цит. по Горьковой И.А. Ук. соч.

3 Антонова А.Г. Цит по Горьковой И.А. Ук. соч.

370 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Каким должно быть наказание? Во-первых, оно долж­но быть напрямую связано с поведением ребенка, и времен­ной разрыв между проступком и наказанием должен быть минимальным. Во-вторых, нужно проявлять последователь­ность, когда за одно и то же нарушение всегда назначается одна и та же санкция. Кроме того, не следует грозить наказа­нием и не осуществлять его. В-третьих, любое наказание тре­бует разъяснений и предложений альтернативных вариантов поведения. Разъяснения помогают ребенку понять, что в его поведении не поощряется и какие предлагаемые альтернати­вы не создают барьеры в поведении ребенка.

2. Следующим значимым фактором становления аг­рессивных форм поведения являются взаимоотношения со сверстниками. Например, дети в течение пяти лет регуляр­но посещавшие детский сад, оценивались учителями как более агрессивные, чем посещавшие детский сад менее ре­гулярно. Агрессивное поведение связано и с положением ребенка в кругу своих сверстников. Отвержение ребенка другими детьми и низкий социальный статус в группе свер­стников также провоцирует его к применению агрессив­ных форм поведения.

3. Третьим фактором усвоения ребенком моделей аг­рессивного поведения являются средства массовой инфор­мации и, прежде всего, кино и телевидение. Приводимые Р.Бэроном и Д.Ричардсон данные экспериментального изу­чения влияния демонстрации сцен насилия на склонность к агрессивному поведению представляются достаточно убедительными. Поэтому, не останавливаясь на результа­тах отдельных экспериментов, приведем модель Хьюсма-на, описывающая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения (рис.20).

Во время регулярных просмотров телепередач ре­бенок видит, как их герои выясняют отношения с помо­щью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, ребенок вспоминает агрессивные действия, избираемые те-