logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

63. Ведущая деятельность и психологические новообразования возраста

Сам по себе подростковый период довольно неодно­роден по своему психологическому содержанию и значе­нию для подростка. Вряд ли кто станет утверждать, что ученики 6-го и 8-го классов очень похожи друг на друга по своему психологическому облику. В то же время оба они -подростки. Поэтому внутри подросткового возраста при­нято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).

312 Аверин В. А. Психология детей и подростков____

Ранее уже отмечалось, что психологические ново­образования младшего возраста изменяют возможности ребенка, а, следовательно, и сферу его интересов и моти­вов поведения. Действительно, одним из основных психо­логических приобретений предыдущего возраста стала произвольность всех психических процессов, лежащая в основе самостоятельного поведения ребенка. Именно спо­собность к самостоятельному поведению приводит к раз­рушению старых интересов имотивов подростка, форми­рованию новых моментов в его потребностно-мотиваци-онной сфере и поиску новых форм поведения.

Первым таким моментом в этой сфере младшего подростка является появленшпотребности выйти за рам­ки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружаю­щих его людей (что явилось приобретением предшествую­щего возрастного этапа развития), но, прежде всего, соб­ственным требованиям и самооценке. Это - второй новый момент в мотивационной сфере.

Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социаль­ной среде. Таким образом, мы видим, что психологичес­кие новообразования, приобретенные в младшем школь­ном возрасте, открывают перед ребенком новые возмож­ности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения.

Становится очевидным, что новые потребности, из­меняя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности, которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рам­ках прежней ведущей деятельности - учебной.