logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

От автора

Дети, как и взрослые, очень разные. Нам, взрослым, хорошо известны порой отчаянные попытки, предприни­маемые нами, чтобы лучше понять друг друга. В этом нам помогает жизненный опыт и специальная литература, раскрывающая психологию взрослого и его поведения. Сейчас такой литературы появилось довольно много. И хотя качество ее разнообразно, дефицит психологических знаний перекрывает возможные изъяны.

Потребность в понимании наших собственных де­тей у нас ничуть не меньше, чем в понимании взрослых. И удовлетворение ее за счет набивания шишек в рамках жизненного опыта - слишком большая плата за приобре­тенные знания. Путь расширения своего кругозора за счет научных знаний, пожалуй, единственно приемлемый для нас и наших детей. В то же время психологической литера­туры о детях немного.

В этой книге мы предприняли попытку системати­зации известных психологических фактов жизни ребенка от его рождения по подростковый возраст с целью выяв­ления и демонстрации читателю логики психического раз­вития ребенка, другими словами, механизма его психичес­кого развития.

Смотреть - это еще не значит видеть, так же как слу­шать - не значит слышать. Но даже тогда, когда человек и видит и слышит, он не всегда может объяснить себе, что происходит на самом деле. Психологическая картина дет­ства и отрочества столь сложна, запутана и противоречива, что разобраться в ней без четких ориентиров для анализа

8 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______•

просто невозможно. Именно поэтому основной акцент в книге сделан на анализе механизма психического разви­тия ребенка и интерпретации всего многообразия фактов в контексте этого механизма.

Эта книга обращена:

к вдумчивым и нравственным родителям. Она помо­жет им выбрать адекватные способы взаимодействия с ребенком, создать необходимые условия для его жизни и развития его способностей;

врачам и другим медицинским работникам. Мне, проработавшему в педиатрической медицинской акаде­мии более 20 лет, достаточно хорошо известны типичные психологические трудности, с которыми сталкиваются врачи в своей профессиональной деятельности. Матери­алы этой книги могут помочь врачам-педиатрам соста­вить более полный и системный портрет своих малень­ких пациентов, а порою избежать и диагностических оши­бок особенно в так называемые кризисные периоды развития ребенка, а также при выборе лечения и назначе­нии профилактических мероприятий;

работникам дошкольных детских учреждений, учи­телям, социальным работникам для создания условий нор­мального психического развития ребенка и проведении психодиагностических и коррекционных мероприятий.

С уважением В. Аверин