logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 1. Психология развития ребенка 37

теория рекапитуляции Э.Геккеля. Постулировалось, что человеческий организм в своем внутриутробном разви­тии повторяет весь ряд форм, которые прошли его жи­вотные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Од­нако другие ученые расширили временные рамки биоге­нетического закона за пределы утробного развития. Так, С.Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторя­ет все стадии развития от одноклеточного существа до че­ловека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до совре­менной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита Гет-чинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культу­ры, соответственно которым сменяются интересы и по­требности ребенка от рождения к взрослости'.

Первый из них - это период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Съедобность стано­вится мерилом всего. Длится период дикости до 5 лет, а своего максимума в развитии достигает в 3 года.

Следующий период - это период охоты и захвата до­бычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, дей­ствия тайком, жестокость, составление детских шаек, пре­обладают игры в пленных, засады, прятки. Длится он с 4 до 12 лет, но главные свои черты проявляет в возрасте 7 лет.

Третий период назван периодом пастушества. Вы­ражена нежность к животным, стремление иметь собствен­ное домашнее животное, дети в этот период любят стро­ить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, а пик приходится на 10 лет.

Четвертый период - земледельческий. Преобладаю­щей страстью ребенка является садоводство. Продолжа­ется с 12 до 16 лет, а пик падает на 14 лет.

Цит. по: Педология/Под ред. А.Залкинда. М.-Л., 1934.

38 Аверин В.А. Психология детей и подростков________

Последний период назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Люби­мые занятия - обмен, продажа, торговля. Начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Максимального разви­тия достигает в 18-20 лет.

Завершая обзор теорий биогенетического направ­ления, кратко остановимся на психоаналитическом под­ходе к развитию ребенка.

З.Фрейд считал источником психического развития влечения и инстинкты. Ребенок рождается с определен­ным запасом энергии - «либидо», которая лежит в основе сексуальных влечений человека. Весь процесс развития в детстве он укладывал в 5 стадий: оральная (младенчес­кий возраст), анальная (до 6 лет), генитальная, латентная и пубертатная.

На каждой из стадий «либидо» сосредоточивается в той или иной области тела ребенка, раздражение кото­рой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Так, например, в младенчестве либидо со­средоточено в области рта, языка и губ и связано с кор­млением грудью. Поэтому недостаточное удовлетворе­ние потребностей, связанных с оральной областью, мо­жет затормозить ребенка на последующих стадиях, вызвать у него состояние депрессии и т.п. Если же по­требности удовлетворяются избыточно, у ребенка может развиться излишняя зависимость от окружения (конфор­мизм). Таким образом, неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное на­пряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симпто­мы, либо явления регрессии - возврат к низшему уров­ню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эф­фекты, которые мы отмечали на примере оральной ста­дии развития".