logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 375

пространенными оказываются эмотивный, экзальтирован­ный, гипертимный и циклотимный типы акцентуаций, то у мальчиков - гипертимный, циклотимный и экзальтиро­ванный типы. Общим является связь акцентуаций с темпе­раментом, а также то, что в подростковом возрасте наи­более распространенными, независимо от пола, являются гипертимный, циклотимный и экзальтированный типы ак­центуаций. Типично женскими акцентуациями в подрост­ковом возрасте можно назвать эмотивный, экзальтирован­ный и гипертимный типы, т.к. они наиболее распростра­нены и выражены, а типично мужскими - гипертимный, циклотимный, возбудимый и тревожный типы. Интерес­но отметить, что в 14-15 летнем возрасте уровень тревож­ности и неуравновешенности мальчиков значимо выше, чем у девочек.

Нетипичными для подросткового возраста оказыва­ются дистимный, неустойчивый и педантичный типы ак­центуаций. Это означает, что в целом для подростков не характерны ни депрессия, пессимизм, апатия (дистимный тип), ни «застревание» на какой-то сверхценной идее, прин­ципиальность или развитое чувство долга (неустойчивый, застревающий тип).

Выше уже отмечалась возможность наличия связи между отдельными акцентуациями характера и проявле­ниями подростками асоциального поведения. В табл. 15 представлены данные о степени выраженности и распрос­траненности акцентуаций среди законопослушных и де-виантных подростков-мальчиков.

Не обнаружены значимые различия между законопос­лушными подростками и подростками-девиантами по сте­пени выраженности у них акцентуаций характера. Наряду с этим среди девиантов в сравнении с законопослушными значительно меньше представлены гипертимный, тревож­ный и эмотивный типы акцентуаций. То есть среди девиан­тов гораздо меньше подростков общительных, энергичных

376 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Таблица 15

Характеристика степени выраженности и распростра­ненности акцентуаций характера среди подростков-девиантов и законопослушных подростков

Акцентуации

Степень выраженности (в баллах)

Степень распространенности

(в%)

Девианты

Контр. группа

Девианты

Контр. группа

Циклотимный (Т)

15,4 13,8

33,3%

за'.')

Гипертимный (Г)

15,3

16,6

26,6%*

53,3%*

Демонстративный (X)

13,3

11,3

16,7%

.16,7%

Возбудимый (X)

13,1

13,0

13,3%

26,6%

Тревожный (Т)

13,1

13,6

10%**

23,3%**

Эмотивный (Т)

13,0

11,8

6,7%*

16,7%*

Экзальтированный (Т)

12,9

12,8

16,7%

33%

Педантичный (X)

12,6

11,9

16,7%

3,3%

Неустойчивый (X)

12,5

12,2

3,3%

10%

Дистимный (7)

11,5

11,4

13,3%

1%

и оптимистичных (гипертимный тип), робких, тревожных, пугливых (тревожный тип), эмоционально чувствительных, мягких и участливых (эмотивный тип). Сами по себе эти лич­ностные особенности вряд ли следует рассматривать в ка­честве значимых детерминант девиантного поведения. Но в сочетании с другими личностными параметрами (напри­мер, самосознания) они могут стать предпосылками и для формирования агрессивного, противоправного поведения и закрепления девиантных черт личности.

Характеристику подросткового возраста мы нача­ли с описания его мифов, распространенных среди взрос­лых. Моей целью было развенчание этих мифов с помо­щью современных научных психологических знаний об этом периоде развития. Эти представления, как мне кажет­ся, способствуют развенчанию мифологических взглядов

377

Глава 6. Психическое развитие подростка

на подростка и построению взгляда реалистического- Ка­ковы его основные составляющие?'

1. Подростковый возраст не является временем па" тологии. Это нормальный и совершенно необход^ый период развития человека. Большинство подростов справляется со всеми возрастными проблемами. По^вф" ждением тому, мы с вами взрослые люди, в том ч^сле и читатели этой книги.

2. Ни один период в жизни человека (разве чточ^ль-ко внутриутробный) не характеризуется столь быстрыми темпами развития как подростковый. Между быстро Р^-вивающейся девушкой и медленно развивающимся маль­чиком возможен разрыв в 6 лет. Столь же велики »югут быть отличия в умственном, эмоциональном и социаль­ном развитии подростков.

3. Да, некоторые подростки еще дети, но многие (осо-бенно в половом отношении) уже взрослые.

4. Любое развитие подростка (физическое, эмоцио­нальное, умственное или личностное) происходит не синх­ронно, а неравномерно и гетерохронно. Хорошо раз^т^в физически мальчики и девочки не всегда и не обязательно столь же хорошо развиты умственно и эмоционально- Дб-ти же с задержками физического или полового развм™^ наоборот, не могут быть готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.

5. Подростковый возраст - это переходный, кризис­ный период в жизни человека и он характеризуется свои­ми особенностями. Не стоит преувеличивать пробл^ы и трудности, равно как и преуменьшать их. Взрослей не имеет права абстрагироваться от этих проблем. Наоборот, его задача, зная особенности подростка, помочь ему в co-здании условий для самостоятельного и успешного разре­шения им этих проблем и трудностей.

' Флэйк-Хобсон К. и др. Ук. соч.

378 Аверин В.А. Психология детей и подростков

Рис.21. Этапы становления самосознания в детском и подростковом возрасте

Подведем итоги. На протяжении всей книги я ста­рался показать процесс становления личности от рожде­ния к ранней юности. Важнейшим элементом такого раз­вития является становление ее самосознания. Если в мла­денческом возрасте первым фактом становящегося самосознания стало биологическое и физическое отделе­ние от матери, то в раннем детстве фактом самосознания стало появление у ребенка первичного представления о себе и полоролевая идентичность. Следующим этапом в развитии самосознания стало формирование внутренней позиции ребенка в дошкольном детстве и произвольность поведения в младшем школьном возрасте. И, наконец, в подростковом возрасте мы увидели два этапа становления