logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 325

альным опытом 19-летнего в 1940 году. Конечно, нас ин­тересуют прежде всего отечественные подростки и их сек­суальное поведение. Массовое научное исследование дет­ской и юношеской сексуальности было проведено в Рос­сии впервые в 1993 году. Институтом социологии РАН было опрошено более 1600 подростков Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 12 до 17 лет .

Первый сексуальный опыт в возрасте до 14 лет име­ли 2% опрошенных. В 14-15 лет-уже 13°^ опрошенных, а в 16-17 лет - 36%. Большую активность проявляют маль­чики: так среди 16-летних подростков Санкт-Петербурга подобный опыт есть у 32% мальчиков и 21°'о девочек. В целом по всей выборке наличие сексуального опыта при­знали 22% мальчиков и 21% девочек. Много это или мало? Если сравнивать эти данные с западными, то там к 16 го­дам половую жизнь начинают 50% подростков. Как отме­чают некоторые сексологи, число 50 представляет собой некую статистическую норму и связано оно со сроками полового созревания, а также с некоторыми индивидуаль­ными особенностями подростка. Каковы же психологичес­кие последствия приобретения подростками сексуального опыта?

Сексуально опытные подростки жестче включаются в подростковую субкультуру и имеют более интенсивные социальные отношения со сверстниками. При этом ничто не указывает на наличие у них особых психологических трудностей; у них довольно высока самооценка. Подрос­ток, не имеющий такого опыта, поддерживает свой ста­тус, апеллируя к моральным нормам и убеждениям. В це­лом сексуальность подростка воспринимается как нор­мальное явление. Если ему предшествует адекватное половое воспитание, оно не связывается с девиантным (т.е. отклоняющимся от нормы) поведением.

326 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

О гомосексуальном поведении сексуальной ориентации подростка.

По данным Кинзи имеется лишь 27% признаний сре-ди мужчин о том, что они имели хотя бы один случай го­мосексуального контакта в 15 лет. У девочек значение го­мосексуального опыта выражено намного меньше - толь­ко 5-6% имели такой опыт/Хотя приведенные цифры и невелики, они косвенно свидетельствует в пользу теории переходного периода к гетеросексуальному поведению, согласно которой, подросток проходит стадию гомосек­суальности: гиперсексуальность и разлитая эротичность, отказ от родителей как объектов любви ведут к поиску новых объектов и потому возникает этап гомосексуаль­ного влечения. Некоторые авторы считают, что подрост­ковая гомосексуальность - это своеобразное сексуальное экспериментирование, изживающее себя к концу пубертат-ного периода. К этому времени, как правило, складывает­ся и сексуальная ориентация подростка. Характеризуя ус­ловия ее формирования, следует иметь в виду не только силу либидо и социальный опыт подростка, но и его кон-ституционально-характерологические особенности. Изве­стно, например, что при одних конституционально-харак-терологических типах гомосексуальное экспериментиро­вание отмечается чаще, чем при других', и что абсолютные гомо- и гетеросексуальные ориентации присущи меньшин­ству людей, тогда как у большинства отмечается преобла­дание одной из них2. Пока что бесспорно одно: пубертат-ный период - это время сексуально-ролевой неопределен­ности для многих подростков и любой толчок (внешний либо внутренний) может привести к ее снятию, т.к. любая определенность (даже «плохая») лучше и переживается легче.

' Личко А.Е. Ук. соч. 2 Исаев Д.Н„ Каган В.Е. Ук. соч.