logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 75

Но ведь хорошо известно, что уже при восприятии пред­метов человек апеллирует не только к зрению, но и дру­гим органам чувств, например, осязанию и слуху. Ведь любой предмет это не только различимая конфигурация, он всегда имеет другие значимые характеристики - твер­дость, мягкость, величину, а его падение сопровождается звуком. Как отмечает Т.Бауэр, совокупность свойств пред­мета - величина, твердость или мягкость, которая опре­деляет его феноменальную реальность, представляет собой комплекс различных модальностей'. Речь идет о том, что восприятие предметов - это функция не только зрения, но и осязания, и слуха, иными словами это функция сенсорного восприятия. В этой связи возникает одна из важнейших про­блем психического развития младенца - это проблема воз­никновения зрительно-слуховой и особенно зрительно-так­тильной координации в процессе восприятия предметов.

О зрительно-тактильной координации в процессе восприятия

Очевидно, что целостное (интермодальное) воспри­ятие предмета требует согласованного взаимодействия разных сенсорных систем, к примеру, зрения и осязания. Традиционно считалось, что единственная возможность прогнозирования информации, потенциально доступной другому органу чувств, состоит в ассоциативном на­учении. Например, случайное прикосновение ребенка к предмету при одновременном его попадании в поле зре­ния ребенка позволяет ему научиться оценивать размеры предмета. Таким образом, вопрос о ведущей роли зрения или осязания в процессе их взаимодействия между собой решался в пользу последнего: осязание ведет за собой (учит) зрение. Однако эксперименты И.Рока и Ч.Харриса

Бауэр Т. Ук.соч.

76 Аверин В. А. Психология детей и подрбстков_______

доказали обратное'. При восприятии предметов, когда зре­ние и осязание вступают в конфликт, зрение неизменно до­минирует. Например, если взрослый смотрит на предмет че­рез уменьшающую линзу, то он воспринимает величину пред­мета такой, какой он ее видит, т.е. уменьшенную. Когда же он ощупывает его, глядя при этом через линзу, у него вновь возникает впечатление уменьшенного в размерах предмета. Если бы осязание действительно учило зрение, то тогда дол­жно было произойти обратное - рассматриваемый через уменьшающую линзу предмет должен был бы«вырастать» в размерах, как только его брали в руки. Аналогичные резуль­таты получает Т.Бауэр, проводя эксперименты с младенца­ми и новорожденными. Таким образом, не осязание учит зре­ние, а наоборот - зрение с самого начала ведет за собой (учит) осязание. Этот вывод вновь подтверждает роль и значение зрительного восприятия в психическом, в том числе позна­вательном развитии ребенка. Кроме того, результаты приве­денных здесь экспериментов свидетельствуют еще об одном важном аспекте психического развития, а именно - уточня­ют наши представления о самом его механизме.

Речь идет о том, что у человека с момента рождения существует прнмтиъное единство сенсорных модальностей, которое позволяет зрению прогнозировать другие, в том числе и тактильные свойства предметов. Убедительным доказательствам наличия такого примитивного единства ощущений служат результаты тонкого эксперимента Т.Ба­уэра, в котором детям предлагались сначала реальные предметы, которые они могли взять в руки, а затем иллю­зорные предметы, т.е. видимые, но неощущаемые рукой, когда новорожденные и младенцы пытались их взять2.

Новорожденные трогали и хватали реальные пред­меты без всяких признаков недоумения и всегда начинали

' Цит. по Бауэру Т. Ук. соч. 2 Бауэр Т. Ук. соч.