logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 351

Для подростков характерны и страхи нападения, по­жара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более харак­терных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Возрастает в этом возрасте и число страхов в облас­ти межличностных отношений, т отмечавшиеся в пре­дыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких стра­хов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится по­терять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной осно­вой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это А.И.Захаров квалифицирует еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попыт­ки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги'.

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тре­воги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшеству­ющим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается. И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсут­ствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то

' Захаров А.И. Там же.

352 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

в 16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрас­те - это возрастная характеристика, перекрывающая ин­дивидуальные особенности развития, что желательно учи­тывать в плане профилактики психического развития под­ростка'.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой само­оценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость. и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверен­ность в себе и своих возможностях.

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще харак­терна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.

Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завер­шенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).

Что же касается младшего подросткового Возраста, то здесь трудно говорить о структурной готовности самосо­знания. Некоторые его компоненты только формируются.

6.5.4. Нравственное развитие подростка

Становление «Я» подростка преломляет через себя и процесс его нравственного развития, результатом кото­рого должно стать усвоение общественных норм, опреде­ляющих что правильно и что неправильно, что хорошо и

Формирование личности... Ук. соч.