logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

318 Аверин в.А. Психология детей и подростков 6.5.1. Половое развитие подростка

Прежде чем перейти к характеристике полового раз­вития подростков, несколько слов о состоянии здоровья современного подростка. Знакомство с ним поможет пра­вильнее понять и некоторые аспекты полового, познгава-тельного и социального развития. Долгие годы, здоровье подростка, его физическое развитие ассоциировалось с понятием акселерации. Первые ее признаки стали давать о себе знать еще в 60-е годы, а 70-80-е эта тенденция резко усилилась. К примеру, в 70-е годы первые признаки поло­вого созревания отмечались у девочек в 8-9 лет, а у маль­чиков-в 10 лет.

С начала 90-х годов физическое состояние школьни­ков, в том числе и подростков, стало ухудшаться. Лонги-тюдное исследование, проведенное институтом возрастной физиологии РАО, показало, что в 90-е годы отчетливо ста­ла проявлять себя тенденция затухания акселерации, сни­жаются годичные прибавки в длине тела, существенно по мере взросления увеличивается дефицит массы тела'. Даже у московских школьников, проживающих в условиях от­носительного социального и экономического благополу­чия, имеется отставание нарастания массы тела по отно-шениюк длине: в 7 лет оно составляет 8%, а в 12-14 лет

уже 33%!

Резко возросло число хронических заболеваний и аллергических проявлений: среди младших школьников с 39,4% в 80-е годы до 54,6% в 90-е годы, а среди учеников восьмого класса с 40,2% в 80-е годы до 52% в 90-е годы. За этот же период значительно уменьшилось число здоро­вых детей (I и II группы здоровья). Среди младших школь­ников с 60,8% в 80-е годы до 45,4% в 90-е годы и среди

Антропова М.В. и др. Здоровье школьников: результаты лон-гитюдного исследования.Педагогика, 1995, № 2.

___Глава 6. Психическое развитие подростка 3'19 восьмиклассников с 59% в 80-е годы до 48% в 90-е годы; За этот же период по мере взросления увеличивается число детей с функциональными нарушениями в опорно-двига­тельной системе, центральной нервной Системе и сердеч­но-сосудистой. Все это снижает физиологический потен­циал подростка и сказывается на ходе полового и психи­ческого развития.

Половое созревание - стержневой процесс в подрос­тковом возрасте. Его примерная длительность составляет 4тода. Не вдаваясь в подробную его характеристику, ос­тановимся на тех сторонах, которые имеют непосредствен­ное отношение к становлению самосознания личности под­ростка.

Значение полового развития с точки зрения станов­ления личности трудно переоценить. Влияние пола как двигателя, стимулирующего процесс психического разви­тия человека чрезвычайно велико. Это признавалось дав­но. Например, в раннем детстве, когда наличие пола еще не осознается ребенком или осознается весьма слабо, тем не менее его действие весьма значительно. 0-Липманн еще в 1917 году установил, что 46% различий по различным психологическим показателям обусловлено действием пола и развиваются они по мере взросления, когда пол еще полностью не осознан ребенком'. Интересно то, что по мере осознания детьми своего пола эти психологические различия начинают ослабевать. Увы, люди все еще далеки от осознания значения этого факта. Зато, это было хоро­шо понято З.Фрейдом, что и послужило точкой отсчета для создания им своей теории психосексуального разви­тия ребенка.

С точки зрения психоаналитиков, начало полового созревания связано с нарушением внутреннего равновесия энергии -«либидо», что приводит к переструктурированию

Цит. по Рыбалко Е.Ф. У к. соч.

320 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

инстинктивного ОНО, реального Я и морального СВЕРХ-Я. Если в детстве объектами сексуальности с точки зрения психоаналитиков были родители, то в подростковом воз­расте начинает действовать ТАБУ (запрет) на влечение к этим объектам. Поэтому происходит отказ от прежних объектов влечения и поиск новых для себя объектов. Та­ким образом, нарушается равновесие, о котором говори­лось выше, и на этой почве возникает конфликт. Отказ от родителей приводит к их неприятию или индифферентно­му к ним отношению, отрицанию их ценности, умалению достоинств, открытой дерзости и бунту. Поведение под­ростков в целом становится инфантильным и одновремен­но агрессивным.

Переход к взрослой генитальности становится одной из главных задач полового созревания. Другой важной задачей становится реконструкция телесного образа «Я» и построение мужской и женской «родовой» идентичнос­ти как одной из составляющих самосознания подростка.

Одним из важных признаков полового созревания, имеющих психологическое значение для подростка, явля­ются новыетелесные ощущения, вызванные бурным проте­канием физического развития. Чем интенсивнее протекает пубертат, тем сильнее противоречие между утрачиваемым привычным образом тела подростка и обретением нового физического «Я». Как отмечают Д.Н.Исаев и В.Е.Каган,это противоречие «проявляется сомнениями в правильности своего развития, боязнью показаться смешным, постоянным и бдительным вниманием к восприятию себя другими. Дли­на тела, полнота, степень развития вторичных половых при­знаков и т.д. подвергаются интенсивной и напряженной пси­хологической переработке»'. Любые отклонения в физи-. ческом и половом развитии вызывают у подростка тревогу, что находит отражение в его повседневном поведении. Все

Исаев Д. Н.. Каган В.Е. У к. соч. С- 91.