logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 123

относиться к любому человеку. Привязанность к матери обусловливает возможность появления у малыша тревоги и страха ее потерять. Поэтому дети так расстраиваются, когда родители куда-либо уходят и настороженно отно­сятся к тем, кто их пытается на это время заменить. При­вязанность толкает ребенка к установлению физической близости с любимым человеком. Этот поиск взаимности и установления тесного взаимодействия переносится в сле­дующий период развития ребенка - его раннее детство.

Заключение

Как уже отмечалось ранее, среди живых организмов нет, пожалуй, более беспомощного существа, чем новорож­денный ребенок. Именно эта беспомощность создает свое­образную социальную ситуацию развития, в которой реа­лизуется активность ребенка. Это своеобразие заключает­ся в том, что все потребности младенца в еде, тепле, движении, новых впечатлениях, в общении, т.е. вся его дея­тельность и все поведение - все это может быть реализова­но с помощью взрослого или в сотрудничестве с ним. В его отсутствие у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, исче­зает возможность передвижения, изменения положения, зах-ватывания желаемых предметов. Взрослый становится сре­доточием указанных потребностей, он центр всякой воспри­нимаемой ребенком окружающей действительности. Все это приводит к необходимому сотрудничеству ребенка и взрос­лого - единственному способу освоения ребенком внешней среды, а значит, и психического развития.

Если ребенок испытывает различные потребности, то естественно он переживает их. Неудовлетворение потреб­ностей вызывает у ребенка отрицательные эмоции, в том числе и эмоцию страдания, о которой говорилось выше. Удовлетворение потребностей приносит ребенку радость,

124 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

повышает тонус, усиливает двигательную и познаватель­ную активность (например, комплекс оживления). Таким образом, единственной формой связи ребенка с взрослым в этот период развития становится непосредственно-эмо­циональное общение.

В связи с этим эмоциональное развитие ребенка ста­новится одним из центральных моментов его психичес­кого развития, наряду с познавательным. Динамика эмо­циональной жизни окрашивает и познавательную актив­ность ребенка (процессы восприятия), и двигательную активность, обусловливает личностное становление.

Действительно, из всех познавательных процессов ведущим в психическом развитии младенца является вос­приятие, в контексте которого развиваются и действуют все другие психические функции. Память, например, фун­кционирует в форме узнавания, а мышление - в форме аффективно окрашенных впечатлений; даже эмоции мла­денца длятся ровно столько, сколько в поле восприятия находится соответствующий им раздражитель.

В ходе анализа перцептивного и психомоторного раз­вития младенца было установлено, что значительная роль в перцептивном и психомоторном развитии младенца при­надлежит врожденным программам. Именно наличие зре­лых перцептивных и моторных механизмов составляет ос­нову для последующего научения младенца, роль которого все более возрастает в ходе жизненного пути ребенка.

Такое понимание хода сенсорного и моторного раз­вития младенца заставляет родителей, врачей и воспита­телей быть особо внимательным к перцептивному разви­тию ребенка. Становится понятной мысль Т.Бауэра о зна­чении данного периода для познавательного развития ребенка, что позволяет рассматривать младенчество как сенситивный период в отношении познавательной деятель­ности. Вспомним, что примерно к полугоду у ребенка по­являются такие первые значимые дифференцировочные