logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства 139

и т.п.). Освоение орудийных действий возможно при по­мощи взрослого. Например: ребенку в 1 год и 5 месяцев купили тележку. Он стал ее водить и при этом для него не имеет значения, в каком положении она находится - стоит ли на колесах или вверх колесами. Для ребенка в это вре­мя характерно тяготение к большому числу предметов. Через их освоение создаются условия для нового вида дея­тельности - игры и ее продуктивных вариантов: рисова­ния, лепки,конструирования.

Каковы же условия развития предметной деятельно­сти ребенка^.

Прежде всего, это наличие игрушек: пирамидки, мат­решки, вкладыши различной величины, цвета, формы, сде­ланные из разных материалов. Мы видим, что такие иг­рушки нужны ему для развития соотносящих действий.

Наряду с ними ребенок нуждается в игрушках для развития орудийных действий: куклы, машинки, наборы строительного материала и т.п. Обязательным условием является совместная игра с ребенком. Освоение орудий­ных действий более эффективно идет в совместной игре со взрослыми.

Много или мало должно быть игрушек? Эффектив­ное развитие ребенка достигается при небольшом числе игрушек, т.к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна состоять в выработке у ребенка уста­новки на поиск основных назначений игрушки.

Анализ развития предметной деятельности ребенка позволяет понять причины появления новой социальной ситуации развития в раннем детском возрасте и ее содержа­ние. Дело в том, что манипулируя с предметами и выясняя их свойства, что можно видеть еще у младенца, ребенок не в состоянии самостоятельно вскрыть назначение и спосо­бы употребления этих предметов. Именно это и составля­ет основное противоречие данной социальной ситуации

140 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

развития. Выяснение назначения и способов употребления предметов возможно только с участием взрослого. Именно поэтому социальная ситуация развития в раннем детстве -это взаимодействие: «ребенок - предмет - взрослый»'. Без взрослого ребенок не в состоянии овладеть человеческими способами употребления предметами. Основной мотив де­ятельности ребенка заключается в предмете. И потому пред­метная деятельность, выступающая в этом возрасте в каче­стве ведущей, как раз и направлена на усвоение ребенком с помощью взрослого способов действия с предметами.

На основе накопленных впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, у ребенка происходит разви-тие речи.