logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 4. Психология развития детей ... 227

мостоятельной (теоретической), а потому и внеситуатив­но-личностной деятельности ребенка. Каковы реальные проявления этого общения?

Внимание дошкольников на этом этапе развития общения привлекают уже не столько предметы окружаю­щей среды, сколько люди и сами человеческие отношения. Психика 6-7-летнего ребенка отличается повышенной вос­приимчивостью к окружающим его взрослым, ко всему, что помогает ему формировать свое отношение к жизни. Именно в этом возрасте происходит интенсивное форми­рование и осознание понятий добра и зла. Все это и при­водит к смене внеситуативно-познавательного общения на внеситуативно-личностное. При этом взрослый по-прежне­му ключевая фигура для дошкольника, поскольку он ос­новной источник знаний. Если ранее ребенку была важна оценка взрослого за .проявленные им умения, то теперь ребенка волнует оценка себя как личности. При этом ре­бенок стремится к тому, чтобы оценки взрослого (будь-то его собственный поступок или других людей) совпали с его собственными. Отсюда высокая чувствительность ре­бенка к отсутствию между ним и взрослым взаимопони­мания, способности к сопереживанию. Внеситуативно-лич­ностное общение способствует, во-первых, выработке мо­ральных и нравственных ценностей, правил поведения и следованию им, во-вторых, оно учит ребенка видеть себя со стороны, что является необходимым условием созна­тельной регуляции собственного поведения и, в-третьих, оно учит его различать между собой социальные роли и выбирать по отношению к ним адекватное поведение. Глав­ный результат этого этапа - становление системы мотивов, которая помогает дошкольнику овладевать произвольным по­ведением, появление внутреннего единства личности. Мы ви­дим, что система мотивов составляет психологическую ос­нову произвольного поведения дошкольника, когда он ве­дет себя так или иначе не по причине аффективного «хочу»,

8*

228 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

а в результате нравственного «надо». И объясняется это не тем, что ребенок уже может сознательно управлять сво­им поведением, а тем, что его нравственные чувства обла­дают большей побудительной силой, чем другие мотивы.

Произвольность поведения, как целостный поведен­ческий акт, подготавливается предшествующими феноме­нами психического развития - произвольностью внимания, памяти, мышления, возникновением волевых личностных качеств.

Приведенные четыре этапа развития общения - это всего лишь возможности, к сожалению, не всегда реали­зуемые в жизни. В реальной жизни нередки значительные отклонения от указанных сроков. Иногда дети до конца дошкольного возраста остаются на стадии ситуативно-де­лового общения. Довольно часто не формируется внеситу­ативно-личностное общение. Так что возраст ребенка сам по себе не определяет форму его общения. Показателем развития общения является возможность и способность об­щаться на разные темы, в зависимости от ситуации и парт­нера.

Итак, сюжетно-ролевая игра, появлению которой способствовали выраженная потребность ребенка в само­стоятельности («Я сам!») и наличие взрослого, как образ­ца поведения и деятельности, оказывает мощное влияние на развитие познавательной сферы дошкольника и разви­тие его личности. В обоих случаях это влияние сопровожда­ется появлением новых психологических образований - во­ображения, образного мышления, системы мотивов, кото­рые значительно меняют социальную ситуацию развития ребенка и особым образом проявляют себя на пороге стар­шего дошкольного и младшего школьного возрастов. Речь идет о том, что новые возможности, приобретаемые ре­бенком, уже перестают соответствовать сложившимся ра­нее взаимоотношениям с взрослыми. У него появляются новые потребности во взаимоотношениях с ними, и пото-