logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 113

смысл разделять эмоции на те, которые облегчают конст­руктивное поведение (положительные эмоции) и затруд­няют его (отрицательные эмоции).

Четвертый вопрос - это вопрос о влиянии эмоций на человека. Эмоции оказывают влияние на тело, активи­руя автономную нервную систему, которая, в свою оче­редь, изменяет ход деятельности эндокринной и нервно-гуморальной систем. Понятно, что в связи с этим эмоции влияют и на различные аспекты психической жизни, в том числе:

- на восприятие. Известно, что обрадованный человек склонен воспринимать окружающий мир сквозь ро­зовые очки. Опечаленный или страдающий склонен интерпретировать замечания других как критику в свой адрес, а испуганный видит лишь сам пугающий объект (эффект «суженого зрения»);

- на познавательные процессы. Скажем, тот же испу­ганный человек не в состоянии проверить различные альтернативы своего поведения. У разгневанного человека появляются только «сердитые мысли». А в состоянии повышенного интереса или возбуждения субъект практически не способен к обучению или ис­следованию;

- на личность. Здесь нужно иметь в виду два вида фак­торов. Первый из них - генетический, который вли­яет на выработку порогов чувствительности в отно­шении различных эмоций. Второй - личный опыт и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере. Тут же заметим, что эмоциональные ответы людей влия­ют не только на личностные характеристики и соци­альное развитие ребенка, но и на интеллектуальное развитие'.

114 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Коль скоро роль и значение эмоций в жизни челове­ка столь велико, то возникает вопрос о возможной обслу­живающей связи эмоций с первичными потребностями человека. И в этом смысле эмоции вторичны по отноше­нию к потребностям. В то же время становится понятной генетическая обусловленность эмоциональной жизни раз­ных детей. Так, по мнению К.Изарда эмоции:

удивления, страха, отвращения обслуживают потреб­ности организма в самосохранении (себя, вида, результа­тов своей деятельности);

гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к груп­пе, желание занимать в ней определенное место);

интереса, радости связаны с потребностями в позна­нии, с любознательностью и исследовательским поведе­нием'.

Все сказанное свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребенка. Врачу, родителям или педагогу важно уметь не только «читать» эмоции ребенка, но и знать их феноменологию. Поэтому так важен вопрос о характе­ристике некоторых фундаментальных эмоций и их значе­нии в детском возрасте. В связи с анализом психического развития младенца остановимся на трех из них - интересе, радости и страдании.

Интерес - возбуждение

Известно, что врожденные эмоции интереса в пер­вые 3-4 месяца жизни генерируют перцептивную и сенсо-моторную активность младенца. Но уже в 4-9 месяцев ре­бенка интересует только то, что он может наблюдать мно­гократно. Это означает, что объекты для него приобретают привлекательность вследствие повторных контактов и ста-

Изард К. Ук. соч.