logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 107

8-месячных - действия, а по достижении детьми 9-10 ме­сяцев родители, как правило, стараются говорить очень отчетливо, употребляя больше вспомогательных глаголов. Из речи родителей исчезают типичные грамматические ошибки. Поэтому авторы советуют родителям улучшить свое произношение и знание грамматики, если они хотят передать своему ребенку навыки правильной речи'.

Доречевой этап завершается к концу первого года жизни младенца и характеризуется, во-первых, пассивным пониманием речи ребенком и, во-вторых, способностью передать смысл одного предложения с помощью одного слова. Именно появление этой способности открывает сле­дующий этап в речевом развитии ребенка - этап активной речи, который приходится на раннее детство.

Завершая анализ доречевого развития младенца, еще раз отметим роль правого полушария, которое в основном обеспечивает этот этап, и значение которого ослабевает по мере латерализации левого полушария. Не случайно, по­этому первый критический период в развитии речи прихо­дится на возраст 10 месяцев -1,5 года, когда осуществляет­ся переход от доречевого этапа к этапу активной речи, в развитии которой все большую роль играет левое полуша­рие, обеспечивая деятельность вербальных функций ребен­ка. Критический период означает, что процесс развития речи оказывается весьма чувствительным к различным стрессо­вым и иным неблагоприятным ситуациям, которые могут стать причиной задержки речевого развития. Поэтому ро­дителям важно выбрать адекватный способ реагирования, который оказывается решающим в плане формирования у ребенка соответствующих установок.

Кроме того, следует знать и о некоторых негатив­ных психологических факторах предречевого развития

' Флейк-Хобсон К„ Робинсое Б.Е; Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993.

108 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

младенца. Одним из них является материнская деприва-ция. Б.Е.Микиртумовым и С.В.Гречаным показано, что при отсутствии матери у младенцев отмечаются выражен­ные нарушения в предречевом развитии в виде задержки вокализаций (т.е. гуления, лепета, слогоподражания), вплоть до снижения или полного отсутствия голосовых проявле­ний, в том числе и на находящегося рядом взрослого. У мла­денца отсутствуют положительные эмоции и зрительно-слу­ховое сосредоточение. Наблюдается общая двигательная за-торможенность и вялый мышечный тонус конечностей'. Таким образом, видно, что нормальный ход психического развития младенца обусловливается не только врожденны­ми генетически обусловленными программами, но и ха­рактером взаимоотношений, в которые он вступает с мате­рью, взрослыми, в целом с окружающей социальной сре­дой. Сказанное позволяет выделить ведущие факторы речевого развития ребенка - врожденные, т.е. генотипичес-ки обусловленные, потребность ребенка в общении с роди­телями и речевую деятельность взрослого. Этапы речевого развития младенца приведены в Приложении 3.