logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

6.7. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка

Как отмечалось в начале главы, трудности, кото­рые испытывают подростки, обусловлены, в том числе, и его характерологическими особенностями. Речь идет о так называемых акцентуациях характера, проявляющих­ся в подростковом возрасте и влияющих на поведение подростков.

Ранее, в связи с анализом развития самосознания личности подростка, в том числе и такой его составляю­щей, как система отношений к самому себе, был сделан вывод о незавершенности процесса формирования харак­тера в подростковом возрасте. В связи с этим известный детский психоневролог А.Е.Личко подчеркивает, что в этом возрасте характер как таковой еще не сформирован, и потому лучше говорить лишь об отдельных акцентуиро­ванных его чертах.

Акцентуации характера - это крайний вариант нор­мы, когда отдельная черта чрезмерно у силена, отчего и воз­никает избирательная уязвимость индивида в отношении определенных психогенных воздействий'. Поэтому, закреп­ление некоторых патологических черт характера мешает подростку адаптироваться к окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения. Не случайно акцентуации характера рассматриваются в ка­честве предпосылок отклоняющегося (девиантного) пове­дения подростков. Во всяком случае, можно с увереннос­тью сказать, что именно акцентуации делают подростко­вый возраст «трудным».

В связи с этим возникает вопрос о распространенно­сти того или иного типа акцентуаций среди подростков. В 1985 г. Н.Я.Ивановым акцентуации характера фиксиро-

' ЛичкоА.Е.Ук.соч.