logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства 175

дение, а личность ребенка. «Ах, какая ты замечательная у меня девочка!» - восклицает умиленная мама. Психологи­ческий смысл этой фразы для ребенка состоит в том, что са­мооценка не связывается с какими-либо собственными дей­ствиями, которые бы подтверждали ее «замечательность». Самооценка ребенка в этом случае - это усвоенная им оцен­ка взрослого, не подкрепленная собственными действиями. Так же бесполезны и другие оценочные замечания родите­лей, основанные на сравнении ребенка с другими детьми: «Ну, почему ты не можешь вести себя так же хорошо, как этот мальчик?» Вряд ли ребенок станет вести себя так же, как этот мальчик, но вероятность того, что ваш ребенок в лучшем слу­чае станет избегать общения с ним, а в худшем - сделает ему что-то неприятное, резко возрастает. Для того, чтобы убе­диться в этом, поставьте себя на место своего ребенка, когда вас кто-то из значимых для вас людей упрекает в чем-то, апел­лируя при этом к достоинствам вашего знакомого. Прислу­шайтесь к динамике своих чувств, которые вы начнете испы­тывать в отношении этого человека. Аналогичные чувства переживает и ваш ребенок.

Резюмируя анализ факторов развития системы «Я» ребенка, отметим следующее:

- большинство родителей, конечно, любят своих де­тей и различия существуют только в том, как часто и насколько открыто они выражают это чувство;

- весьма отрицательно сказывается проявление со сто­роны родителей безразличия к ребенку. Даже ругая и наказывая его, родители приносят меньший вред, нежели проявляя к нему полное безразличие;

- высокой самооценке ребенке препятствует высокая авторитарность в отношениях родителей с детьми;

- в целом нужно иметь в виду, что взаимоотношения в семье являются самым мощным фактором становления системы «Я» ребенка, проще говоря, его личности.

176 Аверин В.А. Психология детей и подростков

3.8.1. Что усваивают дети, общаясь с родителями?

Во-первых, их отношение к себе и их собственную самооценку, т.е. то, что, определяет дальнейшую само­оценку ребенка.

Во-вторых, способ регуляции поведения детей, ис­пользуемый родителями, который впоследствии будет взят на вооружение ребенком и станет его собственным спосо­бом саморегуляции.

В-третьих, ребенок усваивает ценности, нормы, па­раметры оценок, с помощью которых он начинает оцени­вать самого себя.

Наконец, в-четвертых, ребенок усваивает образ са­мого себя, т.е. у него начинает складываться представле­ние о самом себе.