logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства 149

1. В отдельных случаях они легко определяются как физические. Скажем, частичная или полная потеря слуха, незаращение верхней губы или неба.

2. Вызвать языковые трудности могут и особенности эмоциональной жизни ребенка. Это могут быть и соб­ственные чувства малыша и то, как он относится к своему окружению, его реакции на события в жиз­ни, поведение взрослых.

3. Недостаточный опыт общения с взрослыми будет вли­ять тогда, когда взрослые очень мало говорят с ма­лышом и ребенку не хватает услышанных слов. Он не получает удовольствия от общения со взрослыми. Взрослые сводят до минимума свое общение с ребен­ком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи». Кроме того играет роль и сама речь взрослого - ее правильность и богатство.

4. Ребенок может оказаться заторможенным из-за других детей. Кто-то из них может получать удо­вольствие от высмеивания погрешностей в его речи.

5. Еще одной причиной отставания может быть слабая координация движений (малыш роняет вещи, плохо их удерживает руками). С целью развития коорди­нации движений поначалу лучше использовать игры, требующие широких движений: катание большого мяча, простые броски и ловля, метание.

Как же побудить детей говорить? Вот, что советует Дж.Лешли.

Одним из способов является игра. Она должна быть приятна малышу и заключать большие шансы на успех. Желательно играть с предметами, доступными восприя­тию ребенка. Набор для игры должен включать 5-6 зна­комых предметов и картинок с их изображением.

150 Аверин В.А. Психология детей и подростков_____

Другим способом обучения простым словам являет­ся сопоставление знакомого ребенку предмета с его изоб­ражением на картинке (2-3 предмета). Сначала нужно по­знакомить его с названием каждого предмета, а затем с его изображением.

Особая роль в процессе становления и развития речи принадлежит вниманию,

Дети с ограниченными возможностями концентра­ции внимания нередко отстают и в развитии речи. Ребе­нок при этом плохо слушает и смотрит не так, как нужно. Важно понять, каков настоящий уровень внимания, что­бы затем предпринимать какие-либо меры. По мнению американских психологов Дж.Купер, М.Мудри и Дж.Рей-нелл существует б стадий, которые нужно пройти ребенку для улучшения внимания. Эти стадии соответствуют при­мерному возрасту по годам, таким образом, что годова­лые дети обычно находятся на первой стадии контроля вни­манием. Проблемы же возникают тогда, когда дети стар­шего возраста оказываются на более ранних стадиях развития внимания. Кратко охарактеризуем их'.

Первая стадия - очень рассеянные дети. Эта стадия является нормой для детей первого года жизни, однако, нередко некоторые дети старше одного года все еще на­ходятся на этой стадии. Их отвлекает шум, другие игруш­ки и занятия других детей. Ограниченность внимания про­является в возбужденном поведении, ребенок все время переходит от одного занятия к другому. Случается и про­тивоположный вариант поведения, когда ребенок очень вял, взгляд его словно стекленеет.

Главное в помощи рассеянному ребенку - это выде­лить время, которое он проводит с одним взрослым, в ти­хой комнате, с минимумом отвлекающих факторов. Вни­мание очень рассеянного ребенка удерживается примерно

Цит. поДлс.Лешли. У к. соч.