logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 1. Психология развития ребенка 47

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гете-рохронностью. Неравномерность развития проявля­ется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются не синхронно;

каждая из них имеет свои стадии подъема, стабили­зации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длитель­ности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномер­ность) в развитии функций приходится на период их максимальных достижений. Чем выше уровень про­дуктивности в развитии, тем выраженной колебатель­ный характер ее возрастной динамики'. Этим объяс­няются резкие перепады в развитии, например, по­знавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Гетерохронность развития означает разно­временность, несовпадение во времени фаз разви-. тия отдельных органов и функций. Гетерохронность означает избирательный характер развития струк­тур и функций в соответствии с внешними и внут­ренними факторами и имеет важное общеприспо-собительное значение. По мнению П.К Анохина ге­терохронность является специальной закономернос­тью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Он же различает внут­рисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и

темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития'. Например, вначале фор­мируются филогенетически более древние анализа­торы, а затем более молодые. Для правильного по­нимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. Э.Мей-маном было показано: чем нужнее та или иная фун­кция, тем раньше она развивается. Например, ре­бенок быстрее научается ориентироваться в про­странстве, чем во времени. Значение и роль функ­ции обусловливают и ее долговечность. Например, чувствительность человека к зеленому и желтому цве­там после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е.Ф.Рыбалко гетерохронность выступа­ет в качестве дополнительного механизма регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, усиливаясь во время роста и инво­люции2.

2. Сенситивный период развития - это период повы­шенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Сенситивность понима­лась Б.ГАнаньевым «как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенси­билизированных к определенному моменту обуче­ния» и была следствием «действия созревания фун­кций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень

функционирования мозга»'. Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если в ходе развития упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становле­ния.

3. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, трансформи­руясь при этом определенным образом. Такое на­копление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии.

4. Психическое развитие включает в себя две проти­воречивые и взаимосвязанные тенденции - диффе­ренциацию и интеграцию психических состояний и свойств. Дифференциация отражает действие од­ной из сторон развития структуры «от общего к частному, от форм однородно-простых, глобаль­ных и целостных к формам разнородно-сложным и внутренне расчлененным»2.

Интеграция отражает действие другой сто­роны развития, структуры связаннной с объеди­нением в целое ранее разнородных частей и эле­ментов. Интеграция характеризуется ростом связ­ности частей и ростом определенности.