logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 1. Психология развития ребенка

Однако в 1936 году этот процесс нормального раз­вития педологии был искусственно прерван известным постановлением ЦК ВКПб «О педологических извраще­ниях в системе Наркомпроса». Это сказалось не только на педологии, но и на всей психологической науке. Психоло­гия как наука фактически впала в анабиоз, постепенный выход из которого начался в начале 60-х годов.

Сегодня в психологии выделился целый блок дисцип­лин, связанных с изучением ребенка. Прежде всего, это детская психология, которая исследует возникновение и основные этапы в развитии деятельности, сознания и лич­ности ребенка. Во-вторых, это педагогическая психология, изучающая закономерности обучения и воспитания детей, подростков, юношей и взрослых. Подведем итоги наше­му краткому экскурсу в историю.

Педология, возникнув в самом своем начале как еди­ная наука о ребенке, включавшая в себя совокупность биологического, медицинского, психологического и со­циологического подходов к развитию ребенка, в дальней­шем, из-за отсутствия системного характера этих связей, распалась на ряд отдельных направлений. В то же время потребность в объединении знаний растет и происходит это из-за все большей дифференциации научных знаний о мире, в связи с их углублением. Но каков может быть путь этого объединения? Н.Винер, известный кибернетик, в свое время показал, что концептуально полезнее двигаться от функционально представленного целого к структурно представленным частям. Приложение этой формулы к определению характера научного подхода к изучению ребенка означает возрождение системного подхода. Важ­но, чтобы системный характер знания отражал системную организацию изучаемого объекта (ребенка). И если это положение будет выполнено, можно говорить о создании единой научной дисциплины о ребенке, отражающей этот системный подход.

t2 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______