Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
Краснощеченко И. П. (г. Калуга)
В условиях трансформации российского общества, затронувшей все его сферы и характеризующейся существенной активизацией современного человека, расширением возможностей его самореализации и включенности в социальные, экономические, политические и пр. процессы, возрастает роль специалистов-психологов, призванных обеспечить психологическую помощь в решении психологических и социально-психологических проблем конкретным людям и социальным группам.
Успешная реализация профессиональных функций психологом возможна при условии его сформированное™ как субъекта профессиональной деятельности. Становление психолога - субъекта будущей профессиональной деятельности - происходит, прежде всего, в условиях образовательного пространства вуза, факультета и осуществляется путем освоения им учебно-профессиональной деятельности, а также других видов социально-полезной деятельности. Индикаторами субъектно-профессионального становления будущего психолога являются мотивация овладения профессией психолога в процессе обучения и удовлетворенность ею по завершению высшего образования; включенность в учебно-профессиональную деятельность и успешность в ней; опыт участия в других видах социально-полезной развивающей деятельности; профессиональное самосознание и идентичность; принятие гуманистических ценностей и следование им при принятии решений в учебно-профессиональных и жизненных ситуациях; профессиональные компетенции и т. д.
Система психологического сопровождения субъектно-профессионального становления призвана содействовать успешности будущих психологов в условиях вуза, факультета.
Под психологическимсопровождением Е.И.Казакова понимает взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, рассматриваемое как помощь субъекту развития в решении проблем за счет
141
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
преобразования ориентационного поля его развития. Важнейшим элементом ориентационного поля развития человека выступает его чувство социальной защищенности, компетентности, приобретенный опыт разнопланового взаимодействия, способствующий решению проблем.
Психологическое сопровождение Л.Н. Бережнова, В.И. Богословская, В.В. Семикин описывают как последовательную реализацию определенных шагов: проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей; информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему; обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения; оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана (М.Е. Битянова, Е.И. Казакова, М.М. Семаго и др.).
Выстраивая систему психологического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях факультета, мы исходили из того, что целью данной системы является содействие становлению будущих психологов субъектами учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности в условиях вуза. Задачи психологического сопровождения будущих психологов определяются особенностями прохождения этапов обучения в образовательном пространстве вуза, факультета: адаптации (обучение на 1-м курсе), профессионализации (2-3 курсы), специализации (4-5 курсы обучения).
Система психологического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях факультета псхиологии включает: диагностику личностных особенностей студентов, выявление типичных и индивидуальных затруднений, своевременная их профилактика и содействие преодолению, создание в образовательном пространстве вуза, факультета возможностей для проявления субъектное™ путем обеспечения включения в разнообразовые виды деятельности, способствующие субъектно-профессиональному становлению.
В условиях факультета путем организации определенных форм работы и профессиональных ритуалов обеспечивается трансляция гуманистических ценностей (уважение к личности, ее принятие, отношение к студенту как субъекту познания, общения и творчества, ценность развития творческого потенциала и самореализации, ценность успеха, созидания и т. д.). Данные ценности воспроизводятся в сотрудничестве и взаимодействии преподавателей и студентов, а также студентов разных курсов, что приводит к интериоризации этих ценностей будущими психологами. Факультет как гуманистически ориентированное пространство успешности и самореализации предоставляет будущим психологам возможность включения в разнообразные активные формы учебной, внеучебной квазипрофессиональной и социально полезной деятельности (тренинг успешного студенчества, лагерь успешного студенчества, тренинг учебных умений, психологические школы, практические проекты и т. д.), способствующие формированию личности будущих психологов, приобретению опыта взаимодействия с различными людьми в процессе решения практических задач. Убедительны в этой связи слова С. Л. Рубинштейна: «Когда я действенно участвую в каком-нибудь деле, включаясь в его осуществление собственными делами, оно становится моим, его идейное содержание в ходе этой деятельности включается определяющим началом в мое сознание; это изменяет мое отношение к нему и в каком-то отношении меня самого.
Система психологического сопровождения, выстроенная в условиях факультета, обеспечивает становление психологов субъектами будущей профессиональной деятельности и их самореализацию в учебной и квазипрофессиональных видах деятельности в период вузовского обучения.
Проблема психологической культуры самообеспечения безопасности
Краснянская Т. М. (г. Таганрог)
Важнейшим запросом практики на современном этапе общественного развития выступает разработка психологических подходов к обеспечению безопасности конкретным субъектом, т. е. к самообеспечению безопасности. Под самообеспечением безопасности, соответственно, понимается сложно организованный процесс достижения субъектом психического состояния подконтрольности ему комплекса экзо- и эндогенных параметров, позволяющего поддерживать динамическое равновесие со средой на соматическом, энергетическом и информационном уровнях, обеспечивая, тем самым, неснижение во времени вероятности достижения им жизненно значимой цели (Т. М. Краснянская, 2005). Экстремальные ситуации рассматриваются субъектом в качестве опасных и актуализируют у него потребность в безопасности при осознании им своей неспособности на должном уровне контролировать успешность своего взаимодействия с ними. Необходимость построения эффективного взаимодействия с экстремальными ситуациями поднимает вопрос о структурно-содержательных особенностях психологической культуры самообеспечения безопасности.
Психологическая культура самообеспечения безопасности представляет собой сложно структурированный, многоуровневый и многофункциональный феномен психической саморегуляции, являющийся результатом уникальной личностной переработки массива непосредственно пережитого субъектом и интериоризо-ванного им в некотором ситуативно-личностном контексте чужого опыта взаимодействия с опасными ситуациями в широком смысле понимания.
Психологическая культура самообеспечения безопасности представляет собой единство двух взаимосвязанных и взаимопроникающих составляющих- общей психологической культуры самообеспечения безопасности и специализированной психологической культуры самообеспечения безопасности. Формирование общей культуры реализуется в процессе поэтапного проживания субъектом событийного ряда уникального жизненного пути, включающего преодоление опасностей различного рода и избирательного присвоения более или менее стихийно воспринятого внешнего для него опыта организации взаимодействия с опасными ситуациями. Общая культура включает в себя универсалии ценностного отношения личности к проблематике, связанной с проживанием континуума состояний «опасность-безопасность», а также индивидуально предпочитаемых стратегий и тактик построения взаимодействия
142
з-н
с ситуациями, несущими некую угрозу реализации его жизненным интересам. Тем самым, общая культура нормирует весь опыт, сопутствующий интересам самообеспечения безопасности. Специализированная культура формируется и развивается в результате целенаправленно организованной подготовки субъекта к взаимодействию с опасностями в связи с выполнением им некоторой профессиональной деятельности или возникновением прогнозируемой неизбежности его взаимодействия с конкретным набором опасностей. Она представляет собой конкретное содержание, прежде всего, поведения, выстраивания субъектом взаимодействия с определенными опасностями, дополняя, но не замещая общую культуру. В свою очередь, общая культура на основе специализированной детализируется, обогащается, приобретает жизненность и достоверность.
В идеале общая и специализированная психологическая культура самообеспечения безопасности должны интегрироваться в единую психологическую культуру самообеспечения безопасности. Однако возможны следующие препятствующие этому противоречия: между содержанием общей и специализированной психологической культуры самообеспечения безопасности; между предрасположенностью субъекта воспринимать окружающую его жизненную реальность определенным образом и предлагаемыми ему подходами к выстраиванию взаимодействия с экстремальностью; между востребованной практикой конкретной реализации самообеспечения безопасности, являющейся неотъемлемой в силу ее специфики характеристикой специализированной психологической культуры, и предлагаемым субъекту курсом достаточно формализованной подготовки к взаимодействию с некоторыми опасностями. В обозначенных ключевых и связанных с ними производных противоречиях содержится потенциал разработки концепции формирования психологической культуры самообеспечения безопасности, ранее не представленной в научной литературе.
Психологическая культура самообеспечения безопасности включает в себя ряд смысловых элементов: особенности восприятия опасности; систему представлений об особенностях психического пространства, образованного феноменами «опасность» и «безопасность»; ценностное отношение к этим феноменам; установки на предпочтительность и нежелательность организации взаимодействия с опасностью; более и менее успешно сформированные умения и навыки организации этого взаимодействия и т. д. Все содержательное многообразие элементов, образующих психологическую культуру самообеспечения безопасности, можно разбить на следующие блоки: культура ценностно-смыслового отношения к опасности, культура восприятия субъектом ситуации опасности, культура построения взаимодействия с опасностью. Каждый обозначенный смысловой блок психологической культуры самообеспечения безопасности обладает функциональной целесообразностью, сталкиваясь при этом с рядом трудностей практической реализации. Так, формирование у субъекта культуры ценностно-смыслового отношения к опасности вызывает определенные трудности, связанные с устоявшейся в настоящее время в социуме однозначно негативной установкой к ее проявлениям, игнорирующей связанный с ней личностно развивающий потенциал. Понимание места опасности в складывающейся системе мироустройства, ее позитивной роли в развитии личности и общества в целом является одним из векторов смены парадигмы сознания, предполагающей масштабную гуманизацию человеческой приро-
ды, ее переориентировку с негативной разрушительной агрессии на позитивно-созидательную активность. Переход сознания на новую ступень развития в рамках обеспечения безопасности связан с радикальным изменением человека: сужением спектра его мнимых потребностей, отказом от чрезмерных амбиций, гордыни и т. д., означая коренную перестройку всей его природы, образованной многовековым генезом.
Нами обозначены исходные посылки требующих дальнейшей разработки представлений о психологической культуре самообеспечения безопасности.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.