logo search
psicho T2

Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза

Краснощеченко И. П. (г. Калуга)

В условиях трансформации российского общества, затронувшей все его сферы и характеризующейся существенной активизацией современного человека, расширением возможностей его само­реализации и включенности в социальные, экономические, поли­тические и пр. процессы, возрастает роль специалистов-психологов, призванных обеспечить психологическую помощь в решении пси­хологических и социально-психологических проблем конкретным людям и социальным группам.

Успешная реализация профессиональных функций психологом возможна при условии его сформированное™ как субъекта про­фессиональной деятельности. Становление психолога - субъекта будущей профессиональной деятельности - происходит, прежде всего, в условиях образовательного пространства вуза, факультета и осуществляется путем освоения им учебно-профессиональной дея­тельности, а также других видов социально-полезной деятельности. Индикаторами субъектно-профессионального становления будущего психолога являются мотивация овладения профессией психолога в процессе обучения и удовлетворенность ею по завершению высшего образования; включенность в учебно-профессиональную деятель­ность и успешность в ней; опыт участия в других видах социально-полезной развивающей деятельности; профессиональное самосо­знание и идентичность; принятие гуманистических ценностей и следование им при принятии решений в учебно-профессиональных и жизненных ситуациях; профессиональные компетенции и т. д.

Система психологического сопровождения субъектно-профессионального становления призвана содействовать успеш­ности будущих психологов в условиях вуза, факультета.

Под психологическимсопровождением Е.И.Казакова понимает взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, рассматри­ваемое как помощь субъекту развития в решении проблем за счет

141

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

преобразования ориентационного поля его развития. Важнейшим элементом ориентационного поля развития человека выступает его чувство социальной защищенности, компетентности, приоб­ретенный опыт разнопланового взаимодействия, способствующий решению проблем.

Психологическое сопровождение Л.Н. Бережнова, В.И. Богос­ловская, В.В. Семикин описывают как последовательную реализацию определенных шагов: проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей; информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему; обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения; оказание сопровождае­мым первичной помощи на начальных этапах реализации плана (М.Е. Битянова, Е.И. Казакова, М.М. Семаго и др.).

Выстраивая систему психологического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях факультета, мы исходили из того, что целью данной системы является содействие становлению будущих психологов субъектами учебно-профессиональной и будущей профессио­нальной деятельности в условиях вуза. Задачи психологического сопровождения будущих психологов определяются особенностями прохождения этапов обучения в образовательном пространстве вуза, факультета: адаптации (обучение на 1-м курсе), профессиона­лизации (2-3 курсы), специализации (4-5 курсы обучения).

Система психологического сопровождения субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях факультета псхиологии включает: диагностику личностных осо­бенностей студентов, выявление типичных и индивидуальных затруднений, своевременная их профилактика и содействие преодолению, создание в образовательном пространстве вуза, факультета возможностей для проявления субъектное™ путем обеспечения включения в разнообразовые виды деятельности, способствующие субъектно-профессиональному становлению.

В условиях факультета путем организации определенных форм работы и профессиональных ритуалов обеспечивается трансляция гуманистических ценностей (уважение к личности, ее принятие, от­ношение к студенту как субъекту познания, общения и творчества, ценность развития творческого потенциала и самореализации, ценность успеха, созидания и т. д.). Данные ценности воспро­изводятся в сотрудничестве и взаимодействии преподавателей и студентов, а также студентов разных курсов, что приводит к интериоризации этих ценностей будущими психологами. Факультет как гуманистически ориентированное пространство успешности и самореализации предоставляет будущим психологам возможность включения в разнообразные активные формы учебной, внеучебной квазипрофессиональной и социально полезной деятельности (тренинг успешного студенчества, лагерь успешного студенчества, тренинг учебных умений, психологические школы, практические проекты и т. д.), способствующие формированию личности будущих психологов, приобретению опыта взаимодействия с различными людьми в процессе решения практических задач. Убедительны в этой связи слова С. Л. Рубинштейна: «Когда я действенно участвую в каком-нибудь деле, включаясь в его осуществление собствен­ными делами, оно становится моим, его идейное содержание в ходе этой деятельности включается определяющим началом в мое сознание; это изменяет мое отношение к нему и в каком-то отношении меня самого.

Система психологического сопровождения, выстроенная в условиях факультета, обеспечивает становление психологов субъ­ектами будущей профессиональной деятельности и их самореали­зацию в учебной и квазипрофессиональных видах деятельности в период вузовского обучения.

Проблема психологической культуры самообеспечения безопасности

Краснянская Т. М. (г. Таганрог)

Важнейшим запросом практики на современном этапе общественного развития выступает разработка психологических подходов к обеспечению безопасности конкретным субъектом, т. е. к самообеспечению безопасности. Под самообеспечением безопасности, соответственно, понимается сложно организо­ванный процесс достижения субъектом психического состояния подконтрольности ему комплекса экзо- и эндогенных параметров, позволяющего поддерживать динамическое равновесие со средой на соматическом, энергетическом и информационном уровнях, обеспечивая, тем самым, неснижение во времени вероятности достижения им жизненно значимой цели (Т. М. Краснянская, 2005). Экстремальные ситуации рассматриваются субъектом в качестве опасных и актуализируют у него потребность в безопас­ности при осознании им своей неспособности на должном уровне контролировать успешность своего взаимодействия с ними. Необходимость построения эффективного взаимодействия с экстремальными ситуациями поднимает вопрос о структурно-содержательных особенностях психологической культуры са­мообеспечения безопасности.

Психологическая культура самообеспечения безопасности представляет собой сложно структурированный, многоуровневый и многофункциональный феномен психической саморегуляции, являющийся результатом уникальной личностной переработки массива непосредственно пережитого субъектом и интериоризо-ванного им в некотором ситуативно-личностном контексте чужого опыта взаимодействия с опасными ситуациями в широком смысле понимания.

Психологическая культура самообеспечения безопасно­сти представляет собой единство двух взаимосвязанных и взаимопроникающих составляющих- общей психологической культуры самообеспечения безопасности и специализирован­ной психологической культуры самообеспечения безопасности. Формирование общей культуры реализуется в процессе поэтап­ного проживания субъектом событийного ряда уникального жизненного пути, включающего преодоление опасностей раз­личного рода и избирательного присвоения более или менее стихийно воспринятого внешнего для него опыта организации взаимодействия с опасными ситуациями. Общая культура включает в себя универсалии ценностного отношения лич­ности к проблематике, связанной с проживанием континуума состояний «опасность-безопасность», а также индивидуально предпочитаемых стратегий и тактик построения взаимодействия

142

з-н

с ситуациями, несущими некую угрозу реализации его жизнен­ным интересам. Тем самым, общая культура нормирует весь опыт, сопутствующий интересам самообеспечения безопасности. Специализированная культура формируется и развивается в ре­зультате целенаправленно организованной подготовки субъекта к взаимодействию с опасностями в связи с выполнением им некоторой профессиональной деятельности или возникновением прогнозируемой неизбежности его взаимодействия с конкрет­ным набором опасностей. Она представляет собой конкретное содержание, прежде всего, поведения, выстраивания субъектом взаимодействия с определенными опасностями, дополняя, но не замещая общую культуру. В свою очередь, общая культура на основе специализированной детализируется, обогащается, приобретает жизненность и достоверность.

В идеале общая и специализированная психологическая культура самообеспечения безопасности должны интегрироваться в единую психологическую культуру самообеспечения безопас­ности. Однако возможны следующие препятствующие этому противоречия: между содержанием общей и специализированной психологической культуры самообеспечения безопасности; между предрасположенностью субъекта воспринимать окружающую его жизненную реальность определенным образом и предлагаемыми ему подходами к выстраиванию взаимодействия с экстремально­стью; между востребованной практикой конкретной реализации самообеспечения безопасности, являющейся неотъемлемой в силу ее специфики характеристикой специализированной психоло­гической культуры, и предлагаемым субъекту курсом достаточно формализованной подготовки к взаимодействию с некоторыми опасностями. В обозначенных ключевых и связанных с ними производных противоречиях содержится потенциал разработки концепции формирования психологической культуры самообес­печения безопасности, ранее не представленной в научной литературе.

Психологическая культура самообеспечения безопасности включает в себя ряд смысловых элементов: особенности вос­приятия опасности; систему представлений об особенностях пси­хического пространства, образованного феноменами «опасность» и «безопасность»; ценностное отношение к этим феноменам; установки на предпочтительность и нежелательность организации взаимодействия с опасностью; более и менее успешно сформиро­ванные умения и навыки организации этого взаимодействия и т. д. Все содержательное многообразие элементов, образующих психологическую культуру самообеспечения безопасности, можно разбить на следующие блоки: культура ценностно-смыслового отношения к опасности, культура восприятия субъектом ситуации опасности, культура построения взаимодействия с опасностью. Каждый обозначенный смысловой блок психологической куль­туры самообеспечения безопасности обладает функциональной целесообразностью, сталкиваясь при этом с рядом трудностей практической реализации. Так, формирование у субъекта культуры ценностно-смыслового отношения к опасности вызывает опреде­ленные трудности, связанные с устоявшейся в настоящее время в социуме однозначно негативной установкой к ее проявлениям, игнорирующей связанный с ней личностно развивающий потен­циал. Понимание места опасности в складывающейся системе ми­роустройства, ее позитивной роли в развитии личности и общества в целом является одним из векторов смены парадигмы сознания, предполагающей масштабную гуманизацию человеческой приро-

ды, ее переориентировку с негативной разрушительной агрессии на позитивно-созидательную активность. Переход сознания на новую ступень развития в рамках обеспечения безопасности связан с ра­дикальным изменением человека: сужением спектра его мнимых потребностей, отказом от чрезмерных амбиций, гордыни и т. д., означая коренную перестройку всей его природы, образованной многовековым генезом.

Нами обозначены исходные посылки требующих дальнейшей разработки представлений о психологической культуре самообес­печения безопасности.