Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
Лидере А. Г., Минеева О. А. (г. Москва)
Авторы ввели понятие имплицитной теории семьи (Минеева О.А., Лидере А.Г., 2004), и попытались с помощью методов психосемантики выявить ее особенности для различных возрастных, тендерных и культурных групп и описать структуру системы значений, входящих в концепт семья.
Сравнивались следующие подгруппы:
студенты 5 курса психологических факультетов МГУ и Гре-нобльского университета, не состоящие в браке, т. е. «теоретики семейных отношений». Сравнение этих групп позволяетвыделить культурные составляющие имплицитной теории,межпоколенные сценарии;
женатые и холостые респонденты. Мы можем выделитьвлияние семейного опыта на конструкты имплицитной моделисемьи;
мужчины и женщины 4-х возрастных подгрупп, чтобы выявитьвлияние тендерных и возрастных отличий;
психологи и не психологи. Сравнение конструктов, выделяемых этими подгруппами показывает влияние теоретическихустановок;
240
з-н
5) объединенные группы французов и русских различного пола и
возраста.
Мы определяем имплицитную теорию семьи как фрагмент «образа мира», который организует восприятие реальной семьи и регулирует поведение в ней. А.Н. Леонтьев ввел понятие «образ мира» в рамках теории деятельности. «Образ мира есть результат моделирования (кодирования, обозначения мира на языке субъективных переживаний человека, выделение субъективного смысла, истолкование, извлечение значения-для-меня)» (Доценко, 1998). Субъективная реальность, образ мира зависит от условий жизни человека. И в то же время образ мира определяет и формирует эти условия через поведение и ожидания человека (Петренко, 1998).
Имплицитная теория представляет собой поле значений, посредством которой человек воспринимаетокружающее, пытается управлять событиями и действовать в соответствии с ситуацией» (Фран-селла, Баннистер, 1987). На основании собственной имплицитной теории семьи каждый член семьи имеет какое-то представление о том, какая она, его семья, что она из себя представляет, и какое место в ней он занимает. Представления о семье являются частью мировоззрения человека, они определяют его реальные взаимоотношения в семейной сфере. Имплицитная теория используется человеком чтобы «осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт» (Хьелл, Зиглер, 1997). 3) Это система неявных, неотчетливо осознанных или совсем не осознанных представлений, допущений, положений, регулирующих, тем не менее, поведение человека. Имплицитные теории семьи относятся к разряду имплицитных социальных теорий, соответственно, они могут быть представлениями целой группы, а не только одного человека. И в этом качестве они являются частью социальных представлений (Московичи, 2007). Согласно его определению, социальные «представления включают то, что называют имплицитными теориями, которые служат только для классификации людей или поведения, а такжесхемы атрибуции, предназначенные для объяснения» (Серж Московичи и Майлз Хьюстон, 2007).
Содержание имплицитных теорий исследуется, как правило, средствами экспериментальной психосемантики. (Петренко, 1988,1997). В задачу психосемантики входит реконструкция и изучение индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей и самого себя. Базовыми предположениями для такой реконструкции служат предположения о возможности построения математической модели, Семантического пространства (СП), в которое мы можем отобразить стимулы таким образом, что близость между точками СП служит мерой семантической близости (сходства) стимулов. При этом система осей координат СП - это совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты некоторой содержательной области. Эти оси, как правило, задаются экспериментальными процедурами оценки значения, как например широко известные оси для Семантического дифференциала (Semantic Differential Technique, 1969). Осгуд и др. полагали, что они должны сами задавать параметры, в соответствии с которыми будут задаваться индивидуальные значения испытуемого. На основании результатов нормативных исследований они выбрали параметры оценка, сила, активность. Существует много доказательств того, что в культуре эти параметры представляют собой глобальные измерения.
В нашем случае целью исследования является именно определение осей СП как конструктов Имплицитной теории семьи.
Социальная идентификация и приверженность к организации
Липатов С. А. (г. Москва)
Взаимоотношения индивида и организации часто рассматриваются с точки зрения их взаимного соответствия. Чем более схожи человек и организация по своим характеристикам, тем больше вероятность эффективности деятельности обеих сторон как результата их взаимодействия. Для определения и описания феномена взаимосвязи человека и организации в зарубежной и отечественной литературе используются самые различные, однако сильно пересекающиеся понятия: лояльность, приверженность, обязательство, благонадёжность, верность, привязанность и т. д.
В зарубежной организационной психологии свыше тридцати лет изучаются приверженность организации (organizational commitment) и ее взаимосвязи с различными ситуационными характеристиками, аттитюдами и поведением работников. Однако до сих пор по вопросу о природе приверженности среди исследователей нет согласия. Существует два основных подхода к рассмотрению феномена приверженности - установочный и поведенческий.
Понимаемая в качестве общей установки приверженность организации чаще всего определяется как:
сильное желание остаться членом данной организации;
желание прилагать максимальные усилия в интересах даннойорганизации;
твердая убежденность в корпоративных ценностях и принятиецелей данной организации.
Другими словами, данная установка напрямую связана с лояльностью сотрудников к своей организации и в то же время представляет собой непрерывный процесс воспроизводства такого отношения, при котором работники выражают свою заботу об организации, ее преуспеянии и процветании. Поведенческий подход к пониманию приверженности организации (behavioral commitment) рассматривает ее как склонность индивида к определенным поведенческим действиям, совершенным свободно и публично и связанным с продолжением работы в организации.
Общим для вышеотмеченных (установочного и поведенческого) подходов является понимание приверженности как психологического состояния, которое характеризует взаимосвязь сотрудников и организации и связано с их решением по поводу того, продолжать или не продолжать членство в организации. В литературе по организационному поведению для описания этой взаимосвязи довольно часто используется также понятие «идентификация», которое рассматривается как критически важная переменная, влияющая на удовлетворенность сотрудников своей причастностью к организации и эффективность организации. Однако понятия приверженности и идентификации часто смешиваются. Некоторые исследователи отождествляют идентификацию и приверженность, в то время как другие рассматривают первое понятие в качестве составляющей организационной приверженности. Причем такие термины, как: «лояльность», «преданность», «обязательство» и «привязанность», также часто используются как составляющие
241
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
данных понятий. С социально-психологической точки зрения организация- это дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и социальных групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ. Таким образом, изучение организационной идентификации как социально-психологического феномена подразумевает анализ широкого спектра проблем, связанных с процессами групповой динамики, организационной социализации, межгрупповыми отношениями и др. Люди, работающие в организациях, обычно идентифицируют себя с организацией в целом, подразделениями или рабочими группами. Хотя для многих людей их организационная идентификация может быть более важной, чем тендерная или этническая идентичность, и поэтому в значительной степени может определять поведение и отношения индивидов в организации, социальные психологи до сих пор в целом не проявляли достаточного внимания к этому феномену и к организационным группам в целом.
Анализ литературы по изучению идентификации с организацией позволяет выделить две традиции в исследовании данной проблемы. Первая традиция связана с именем Дж. Ченея, в ней тесно связаны исследования организационной идентификации и коммуникации. Второе направление составляют работы последователей теории социальной идентичности А. Тэшфела, которые развивают его идеи об идентификации человека и группы, рассматривая организацию в качестве разновидности социальной группы. Теория социальной идентичности находит все большее применение в исследованиях организаций, переосмысляя традиционные проблемы организационной психологии с позиций самоопределения индивидов в социальном (групповом и организационном) контексте и важности этого для понимания большинства организационных процессов.
В последнее время предпринимаются попытки развести понятия организационной приверженности и идентификации как на концептуальном, так и инструментально-измерительном уровнях. Так, М. Эдварде предлагает «концептуальную номологическую модель организационной идентификации» для иллюстрации соотношения концепций организационной идентификации и приверженности, а также психологических состояний, которые могут быть следствиями этих процессов.
Согласно данной модели идентификация ограничена субъективными ощущениями индивида - самокатегоризацией и эмоциональной привязанностью. Данное субъективное состояние не включает оценочного компонента (гордость за принадлежность к организации), также в него не входят ни желание действовать, ни само реализуемое поведение, такое какжелание остаться в организации или различные проявления членства. Таким образом, организационная приверженность -более широкий конструкт, который включает в себя как субъективные состояния идентификации, так и определенные психологические состояния, которые будут проявляться, если человек идентифицирует себя с организацией. Эти состояния являются готовностью или интенциями к проявлению активности внутри организации, а также её позитивная оценка и желание остаться (Edwards, 2005).
Психологические аспекты безопасности предприятия
Л и со века я Н. Б. (г. Санкт-Петербург)
Безопасность любого предприятия становится актуальной на сегодняшний момент времени. По данным американских исследователей (R. Andrews, В. Browers), 30 % всех случаев краха предприятий в США вызваны действиями мошенников. По оценкам консультационной фирмы «САЛАДИН», мошенничество и злоупотребления собственных служащих ежегодно наносит европейским корпорациям ущерб от 2 до 7 процентов годового оборота. Каковы же реальные размеры потерь в нашей стране от различных злоупотреблений персонала, воровства и мошенничества, утечки коммерческой информации, можно только догадываться. Каждый владелец компании, каждый руководитель и менеджер постоянно сталкивается в своей работе с фактами нарушения правил, инструкций, а то и закона. Руководители, ответственные за успех компании, обеспокоены угрожающе высоким уровнем внутренних краж, мошенничества и злоупотреблений, которые чрезвычайно широко распространены.
Понятие безопасность предприятия на сегодняшний день классического толкования не имеет. Многие ученые-исследователи рассматривают безопасность предприятия с различных точек зрения. Обобщив их, мы сделали вывод, что безопасность предприятия -это целостная система, которая обеспечивает защиту интересов компании, организации, фирмы от нечестной конкуренции, криминальных действий, а также возможность противостоять внешним и внутренним угрозам.
По данным журнала «Управление персоналом», около 80% ущерба материальным активам компаний наносится их собственным персоналом.
Анонимный опрос, проведенный в Интернете на сайте loyalty-expert, ш, дал следующие результаты:
- более половины (53 %) участников опроса признали, что онисовершали кражи на рабочем месте. Почти 10 % отказывалисьотвечать на прямой вопрос, что не дает уверенности в том, чтоэти люди не могли совершить кражу.
Исследование, проведенное среди компаний Северной Америки, показало, что:
80 % опрошенных признали факт потерь ценной информациииз-за компьютерных вирусов, взломщиков, оскорбленныхслужащих и шпионов;
30 % потерь были вызваны злонамеренными действиями состороны «собственных сотрудников».
По данным исследования, проведенного итальянскими психологами, только 25 % служащих фирмы - действительно надежные люди, еще столько же ожидают удобного случая для разглашения секретов, а 50% будут действовать в зависимости от обстоятельств.
Результаты этих исследований красноречивы: не заниматься вопросами оценки благонадежности, предотвращения краж и других действий против своей компании - значит обречь эту организацию на постоянный и, вероятно, немалый ущерб.
Проблема безопасности организации с точки зрения психологии, к сожалению, недостаточно изучена. Перспективным, на наш взгляд, является рассмотрения этой проблемы во взаимосвязи с лояльностью персонала.
242
з-н
Большинством специалистов в области психологии лояльности исследуются внешние детерминанты лояльности: морально-психологический климат в коллективе, тип организационной культуры, стиль руководства, и. т. д. При проведении нашего исследования мы обращались к внутренним детерминантам лояльности, таким как личностные особенности и ценностно -мотивационныехарактеристики личности.
Анализируя полученные результаты нами был сделан вывод, что лояльному менеджеру свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами, он склонен к риску, держится свободно. Проявляет независимость, предпочитает собственные решения, однако, не стремится навязать свое мнение окружающим. Он обладает такими качествами, какжизнерадостность, динамичен в общении. Некоторая напряженность представляет собой результат повышенной мотивации. Можно предположить, что данные личностные особенности связаны с высоким уровнем субъективного контроля над значимыми ситуациями. Лояльный менеджер не нацелен на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников или на рамки своих функциональныхобязанностей. Он ориентирован на организацию совместной деятельности и социальное одобрение. Среди ценностей - средств ему свойственны такие как «жизнерадостность» и «чуткость, заботливость», которые можно назвать «ценностями общения».
Нелояльный сотрудник предпочитает групповые решения, что можно проинтерпретировать как нежелание или неспособность принимать на себя ответственность, при этом у него зачастую отсутствует инициатива. Он ориентирован вжизни на удовлетворение потребностей низкого порядка, его главной ценностью является «материально обеспеченная жизнь». Он не признает ценности общения, хотя ориентирован на зависимость от группы, т. е. его позицию можно, наверное, охарактеризовать как соглашательскую, при безразличном отношении к делу и к окружающим.
Новизна исследования заключается в предложенной типологии лояльного и нелояльного менеджмента, позволяющей практически ориентироваться в лояльности/нелояльности руководителей. А также в описанной прогностической модели, при помощи которой, на основе данных 16 - факторного личностного опросника Р. Кеттелла, методики оценки карьерных ориентации Э. Шейна, опросника определения уровня субъективного контроля можно предсказать лояльность на 68 %.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.