logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 329

значит, и учебной деятельности. Обратимся к результатам двух исследований интеллектуального развития подрост­ков, предпринятых в 90-е и 80-е годы'.

Изучение хода интеллектуального развития подрос­тков середины 90-х годов в возрасте 11-14 лет позволило установить некоторые особенности его протекания2.

За этот период общий уровень интеллектуального развития подростков вырос в 1,6 раза, в том числе показа­телей невербального интеллекта - в 1,4 раза, а вербально­го - в 1,7 раза. В течение всего возрастного периода пока­затели невербального интеллекта доминируют над пока­зателями вербального, но по мере взросления соотношение между ними изменяется в сторону выравнивания, что сви­детельствует о прогрессивном развитии формально-логи­ческого мышления. Особый интерес представляют данные об уровне развития отдельных параметров интеллекта под­ростков.

У 11 -летних подростков лучше всего развита способ­ность классификации, хорошо сформированы логические связи (субтест «аналогии»). В пределах нормы находятся показатели общей осведомленности и математических спо­собностей. Хуже всего развита способность к обобщению. Следует подчеркнуть, что на протяжении всего возраст­ного периода (11-14лет) это умение заметно отстает в сво­ем развитии от остальных.

12-летние подростки по-прежнему демонстрируют наилучшую способность к классификации и существенный прирост по субтесту аналогии. По-прежнему, хуже всего

' БалакшинаЖ.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления.Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол.н. СПб., 1995; Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет: Педагогическая науке-ре­форме школы)/Под ред. Дубровиной И.В., Круглова Б.С. М.:

Педагогика,1988.

2 БалакшинаЖ.А. У к. соч.

330 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

развита способность к обобщению. Общий прирост в ин­теллектуальном развитии в сравнении с 11-летними соста­вил 22%.

Резкий рост показателей интеллектуального раз­вития отмечается у 13-летних подростков. Так показатели общей осведомленности выросли почти в два раза, уме­ние проводить аналогии - в 1,25 раза, классифицировать -в 1,1 раза. Коренным образом изменилась ситуация с уме­нием обобщать. Именно в этом временном промежутке в сравнении с другими отмечается резкое возрастание этого умения у подростков - почти в 1,4 раза. Столь же суще­ственный прирост наблюдается по субтестам математичес­ких способностей - 1,2-1,5 раза. Таким образом, в этот период времени наблюдаются резкие позитивные сдвиги в развитии формально-логических операций. Общий при­рост в интеллектуальном развитии 13-летних в сравнении с предыдущим возрастом составил 33%.

Своеобразная интеллектуальная ситуация складыва­ется у 14-летних подростков. Среди вербальных показате­лей наиболее высокое значение у общей осведомленнос­ти. Ей незначительно уступают умения классифицировать и проводить аналогии. Уровень развития этих умений практически остался без изменений при сравнении с пре­дыдущим. Наряду со стабилизацией в развитии этих вер­бальных показателей интеллекта наблюдается ухудшение индуктивного мышления (субтест «числовые ряды») и уме­ния обобщать.

Анализ данных позволяет сделать следующие вы­воды:

- на протяжении 11-14 лет наблюдается прогрессив­ный рост интеллектуального развития подростка;

-темпы развития вербального интеллекта выше тем­пов развития невербального интеллекта, что свидетель­ствует об опережающем развитии формально-логических операций;