logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 345

мальчиков и 26% девочек дают себе полностью негатив­ные характеристики. В то же время следует отметить, что положительные оценки все же доминируют, а негативные оценки окружающих и собственные неудачи воспринима­ются ими как временные и ситуативные. Наряду с резким ростом числа негативных самооценок, изменяется и главный критерий. На первое место выходят нравствен­но-психологические особенности личности, проявляющи­еся в отношениях с окружающими, прежде всего со сверст­никами. Второе место начинают занимать качества муже­ственности подростка и интеллектуальные качества. Растет значимость стиля поведения. Суждения о себе младших подростков, в сравнении с младшими школьниками отли­чаются больше самостоятельностью и аргументированно-стью. Таким образом, содержание «Я» становится много­значным и более содержательным. В последующие 13-14 лет число отрицательных самооценок превышает число по­ложительных (52% и 41% соответственно) и практически отсутствуют неопределенные самооценочные суждения'. Заметное снижение отрицательных самооценок наблюда­ется у пятнадцатилетних подростков (с 52% до 37%). Од­новременно с этим происходит резкое увеличение числа амбивалентных (неопределенных) самооценочных сужде­ний (с 7% в 13-14 лет до 24% в 15 лет). При этом увеличи­вается число целостных психологических самоописаний:

с 6% у тринадцатилетних до 38% у пятнадцатилетних, что свидетельствует о переходе на качественно новый уровень развития самосознания. Если до 12-13 лет самооценка под­ростка не что иное, как оценки окружающих его людей, а не его собственные, то в этом возрасте у него происходит смена ориентации с оценки окружающих на самооценку.

' Формирование личности в переходный период от подростко­вого к юношескому возрасту/Под ред. Дубровиной И.В. М.:

Педагогика,1987.

346 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Наиболее ярко это проявляется в 15 лет, что отражается в резком увеличении амбивалентных самооценок. Это понят­но любому взрослому, испытавшему на себе всю сложность и трудность самооценочных высказываний. Таким образом, период от 12 до 14 лет является исключительно интенсив­ным в плане формирования самосознания подростка.

Для понимания становления «Я» в период перехода от младшего школьного к младшему подростковому возрасту важно обратиться к динамике становления ценностных ори­ентации личности. В дошкольном возрасте ведущими цен­ностными ориентациями детей являются трудовые навыки в быту, а также познавательные и творческие ценности. В то же время как отмечают Д.И.Фельдштейн и др. «ценностные ориентации какличностнообразующая система складывают­ся лишь к подростковому этапу онтогенеза» (выделено нами -В.А.)'. У младшего школьника ценностные ориентации от­сутствуют, что хорошо было видно при анализе их самоопи­сательных характеристик. В 10/11 лет происходит заметный скачок в развитии ценностных ориентации. Они начинают складываться в сложную и устойчивую систему, которая оп­ределяет мировоззрение ребенка. Очевидно, что решающим и главным условием этого является интенсивное и значимое для подростка общение с окружающими, развитие рефлек­сивных познавательных способностей. Структура «Я» пре­терпевает значительные изменения и в последующем сред­нем и старшем подростковом возрасте.

При сравнении структуры «Я» средних и старших под­ростков нетрудно увидеть существенные отличия. В струк­туре своего «Я» двенадцатилетние подростки в первую оче­редь выделяют умения, интересы, способности и уровень раз­вития интеллекта. Второе и третье по значимости места занимают самооценка и ролевые характеристики, а замыка­ет этот перечень отношения с окружающими людьми.

Психология современного подростка. Ук. соч. С. 84.