logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 349

познавательных функций. Однако содержание «Я» ребен­ка определяется содержанием той среды - предметной (объекты, предметы, вещи), общественной («Я» других людей) и рефлексивной (его собственное «Я»), - с которой он взаимодействует, используя при этом доступные ему способы (приемы, схемы, операции и.т.п.). Таким образом, в ходе возрастного развития происходит постоянная транс­формация содержание «Я» ребенка, обусловленная содер­жанием той среды (конкретным воплощением социальной ситуации развития), с которой ребенок преимущественно взаимодействует в тот или иной период своего развития. Поэтому можно выделить, по меньшей мере, три уровня в развитии «Я» ребенка: «Я»-предметное, содержание кото­рого определяется результатами его взаимодействия с вещ­ной или предметной средой. В возрастном плане этот этап становления «Я» ребенка соответствует периоду от рож­дения ребенка до начала школьного возраста, когда об­щение с другими уже не только очевидная потребность, но и достигает относительно развитых форм. С этого вре­мени начинается процесс активного становления «Я»-об-щественного, другой временной границей которого явля­ется возраст на стыке среднего и старшего подросткового возраста. С этого возраста, благодаря наличию формиру­ющихся рефлексивных форм мышления (т.е. вербально-ло-гическому мышлению) и критериев самооценки в виде оформившихся ценностных ориентации личности, начи­нается отсчет времени в развитии «Я»-рефлексивного -главной цели самоидентификации. Безусловно, что обо­значенные временные границы этой схемы подвижны, по­скольку подвижна и сама социальная ситуация развития ребенка. Ясно и то, что приведенная схема, как и любая иная, довольна обща, но эвристический смысл ее очеви­ден, поскольку позволяет вычленить этапы в развитии «Я» ребенка, содержание этого «Я» и основные условия его становления.

350 А верин В. А. Психология детей и подростков_______