logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

6.5.3.1. Становление «я» и психоэмоциональные состояния подростка

Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с различными психологическими состояния­ми подростка, в частности, такими как тревожность, стра­хи, неуверенность в себе и т.п. Это - своеобразные эмоци­ональные индикаторы развития как самооценки, так и са­мосознания.

Как отмечает А.И.Захаров, страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохра­нить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам'. Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверст­никами, либо отказаться отличной свободы, самостоятель­ности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречи­вая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих оче­видную социальную обусловленность;

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Про­вокатором» его являются переживания подростка, обус­ловленные изменениями образа его тела. Поэтому подро­стки так боятся собственного физического и психическо­го уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Захаров А.И. Ук, соч.