Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
Кузнецова М. И. (г. Петрозаводск)
Основными задачами образовательного процесса в гимназии №37 г. Петрозаводска являются: обеспечение широкого гуманитарного профиля личности; поддержка стремления к самообразованию, саморазвитию каждого ученика; предоставление учащимся сознательного выбора целей и средств познавательной деятельности; воспитание ответственности за свои поступки перед обществом. Развитие гимназии как инновационного образовательного учреждения началась в 1992 году.
Ей предшествовал большой подготовительный период, в рамках которого проектировалась модель личностно-ориентированной школы, определялись ее теоретические основы, научно-методические и организационные условия реализации. Научным руководителем экспериментальной площадки явилась автор концепции Л00- доктор психологических наук, профессор И.С.Якиманская.
Пятнадцатилетний опыт работы по реализации модели лич-ностно ориентированного образования (Л00) в Гимназии позволил разработать и апробировать содержание образования, обеспечивающего личностный подход к каждому ученику с учетом специфики Гимназии, а также построению ЛО образовательной среды, адекватной целям и ценностям Л00.
В эти годы происходила апробация ЛО образовательного материала, обеспечивающего познавательную, диагностическую и коррекционную функции; изучение личности каждого учащегося через координацию деятельности методической, социольно-психологической служб. Проектировались основныелинии развития гимназии, определяющие создание целостной среды, обеспечивающей активное участие всех основных субъектов образовательного процесса: учеников, учителей, родителей.
Особое внимание было уделено анализу и апробации новых функций учителя и руководителя, реализующего идеи Л00 в Гимназии; разрабатывалась школьная документация, используемая в целях развития Гимназии как модели инновационного образовательного учреждения. Шел процесс овладения педагогами Гимназии технологией подготовки и проведения личностно ориентированных (ЛО) уроков; уточнялись требования к профессиональной позиции учителя личностно-ориентированной школы.
В управлении образовательным процессом ведущим является проектирование. Оно заставляет постоянно вести поиск необходимой научной информации, осуществлять ее отбор, прогнозировать результаты ее применения, что стимулирует рост творческого потенциала педагогического коллектива, выбор каждым педагогом собственного пути профессионального развития, что с нашей точки зрения, является особенно важным при реализации личностно-ориентированного процесса обучения.
Особое внимание мы уделяем психолого-педагогическому анализу деятельности Гимназии по всем направлениям, сбору необходимой информации. Поэтому по всем направлениям деятельности Гимназии с 1992 года ведется мониторинг. Информация, распределенная по блокам: «Обеспечение образовательного и законодательного уровня образования», «Здоровье и здоровый образ
жизни», «Социально-психологическая служба», «Воспитательная система», «Готовность к непрерывному образованию», «Работа с семьей, готовность к жизни в семье», «Кадры», «Материально-техническая база»- накапливается систематически и целенаправленно. Она анализируется, и на ее основе принимаются управленческие решения. Обработка информации ведется соответствующими службами Гимназии.
Педагогический коллектив реализует в своей повседневной ра-ботеличностно-ориентированнуюсистемуобучения(ЛОО),воснове которой лежит представление о человеке, как индивидуальности, обладающей своим внутренним потенциалом, неповторимым и уникальным в своих проявлениях, раскрытию индивидуальных возможностей каждого ученика; определению вектора его личностного развития в образовательном процессе; выявлению его избирательности, проявляющейся через учебные интересы, устойчивые способы проработки научного содержания знаний с учетом типа, вида и формы этих знаний.
На базе гимназии идет систематическая подготовка будущих учителей через проведение педагогической практики для студентов Карельского государственного педагогического университета (КГПУ) и Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ).
Гимназия сотрудничает с Карельским республиканским институтом повышения квалификации работников образования (КРИП-КРО), используется как база для совершенствования психолого-педагогического и методического мастерства уже работающих учителей.
Ежегодно организуются семинары для директоров, заместителей директоров по УВР и НМР, учителей начальной и основной школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений; проводятся занятия совместно с педагогами Центра образовательных услуг. По отзывам участников семинаров, дидактические и методические разработки по ЛО технологии, предлагаемые к использованию педагогами гимназии, вызывают неизменный повышенный интерес у коллег, поэтому Гимназия готова к организации сетевого проекта по транслированию инновационного опыта ЛО технологий.
Патронатное родительство сточки зрения психологии труда
Кузнецова С. А. (г. Магадан)
Широкое внедрение новых форм жизнеустройства детей-сирот становится в России неотложной задачей. Одна из альтернативных форм - «патронатная семья». Она заключается в следующем. Взрослый член семьи или отдельный гражданин по договору с интернатом принимает на воспитание в семье ребенка. По условиям договора, ребенок считается воспитанником интерната, а взрослый член семьи - сотрудником интерната. Он получает заработную плату за воспитание ребенка, пособие на обеспечение ребенка до его совершеннолетия и его деятельность контролируется администрацией интерната. Договор может быть расторгнут в любой момент по оговоренным причинам, и в этом случае ребенок возвращается в
162
з-н
интернат, что крайне нежелательно, так как служит источников повторной психической травматизации ребенка. Патронатная семья, по мнению экспертов из Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, является наиболее перспективной формой институциализированного воспитания детей-сирот в России. По опыту внедрения этой формы в регионах, людей, желающих стать патронатными родителями, достаточно много, однако они встречают противодействие общественного мнения, обвиняющего их в желании «нажиться за счет сирот». Можно ли считать трудом патронатное родительство, правомерно ли с моральной точки зрения получение за это материального вознаграждения? Чем оно отличается от воспитания кровного или усыновленного ребенка? По нашему мнению, патронатное родительство отвечает четырем психологическим признакамтруда, предложенным Е. А. Климовым. Во-первых, оно ориентировано на заданный социально ценный результат: воспитание полноценной социально адаптированной личности. Здесь отличие от воспитания кровного или усыновленного ребенка заключается в сознательном принятии обязанности достижения этого результата по факту устройства на работу. Во-вторых, этоттруд в целом регламентирован определенными требованиями, нормами обращения с ребенком, правилами учета материальных средств на воспитание ребенка, прописанными в договоре, и администрация интерната имеет право контролировать их выполнение. В-третьих, вэтомтруде используются внутренниефункциональные средства труда - когнитивные, эмоциональные, коммуникативные и т. п. Наконец, патронатные родители вступают в особые производственные отношения, регламентированные договором, что отвечает четвертому признаку труда. Воспитание в кровной семье и семье усыновителей отличается большей свободой и отсутствием регламентированного социального контроля.
Профессиональный труд - это тот, за который люди получают вознаграждение, в отличие от общественно-полезного труда (аналогом последнего может быть усыновление). Можно ли согласиться с подозрениями противников патронатных семей в корыстных намерениях последних? Система профессиональных мотивов личности индивидуальна, и требуется ее анализ в каждом конкретном случае. Возможны искажения, впрочем, как и в других профессиях. Для этого и предусмотрен контроль. Следует разграничивать случаи, когда патронатное родительство является личностной потребностью, и те случаи, когда оно является лишь дополнительным источником доходов. По всей видимости, «народная бдительность» направлена на поиск и осуждение именно второго варианта.
Согласно классификации Е. А. Климова, эта социономическая профессия наиболее близка к профессии педагога-воспитателя. Отличия, во-первых, по условиям труда: деятельность патронатного родителя проходит в пространстве семьи, по времени - непрерывно, круглосуточно; патронатный родитель принимает на себя профессиональные обязательства на длительный срок, в биографических масштабах. Во-вторых, по средствам труда: в патронатной семье наиболее существенным фактором развития ребенка является не столько непосредственное воздействие взрослых, сколько его вовлечение в семейный образ жизни (вовлечение в специально организованную деятельность, по мнению Т. С. Кабаченко, является одним из наиболее действенных средств психологического воздействия). Именно семейная среда и является ресурсом развития, ради него и осуществляет усилия субъект труда наряду с членами его семьи. Это отличие определяет специфику этого труда, его сложности, требования к профессионалам. В большинстве социономических
профессий достаточно сильно разграничены сферы профессионального общения с клиентом (потребителем труда) и семейного общения. Здесь, наоборот, ставится задача интегрировать ребенка в семье наравне с кровными детьми. Общение не только межличностное, как во многих других социономических профессиях, но и максимально неформальное. Таким образом, можно предположить профессионально важные качества в этой деятельности. Помимо высокой степени развития моральных качеств, ответственности, любви к детям и эмпатии, очевидно, патронатная семья должна отличаться и достаточной подвижностью границ семьи, готовностью к изменениям ее структуры, а также открытостью к социальному контролю. Отсюда же вытекает и требование к администрации осуществлять контроль в максимально деликатной форме. Вопрос о ПВК требует изучения, поскольку отвечает задачам подбора семей, и своевременного отсева кандидатов по «профнепригодности». Также открытым остается вопрос о профессиональной подготовке таких семей. Вопреки здравому смыслу, педагогическое образование и опыт работы с сиротами в интернатных учреждениях не обязательно способствуют, но как показывает практика в регионах, иногда препятствует такой работе и приводит к грубым ошибкам. Когда в условиях семьи педагоги формально воспроизводят методы воспитания, приемлемые в интернатах и школах, нарушается общение с ребенком, возникают конфликты, приводящие к возвращению ребенка в интернат. Решение вопроса с позиций психологии труда о статусе этого вида деятельности, его специфике, профессионально важных качествах, критериях подбора, методах диагностики мотивации, профессиональной подготовке и поддержки патронатных родителей может внести вклад в распространение этой формы с целью оптимизации жизнеустройства детей-сирот.
Метод глубинной психотерапии «Холодинамический перекресток»
Кузнецова С. Б. (г. Москва)
Метод глубинной психотерапии «Холодинамический перекресток» (Л. П. Хохлова, 2001) нацелен на психологическую трансформацию глубинных разрушительных целостно-динамических паттернов в связи с конкретной проблемой субъекта. Эта техника сочетает в себе образно-рисуночный и сценарно-аналитический подходы для работы в области бессознательного. Такая комбинация холодинамических психотерапевтических техник хорошо подходит для выявления имплицитных, глубоко скрытых в бессознательных уровнях психики человека, субъектных уровней проблемы, а также новых возможностей их позитивного разрешения.
Идея перекрестка является многоаспектной и наполненной символикой, весьма современной, вместе с тем уходя щей корнями в древние представления людей. У древних перекрестки считались символом двойственного богоявления и соответственно местом проявления двух/трех (или более) видов энергии. Наличие трех элементов всегда предполагает существование трех принципов: активного (или доброго), нейтрального (или результативного, или полезного) и пассивного (или вредного). Часто перекресток
163
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
воспринимался как место пересечения противоборствующих сил, т. е. является местом единства и борьбы противоположностей, местом встречи времени и пространства, местом встречи качественно разных энергий, а потому означает опасное место для человека. Втакихточках встречи разных сил, энергии сталкиваются и закручиваются, достаточно посмотреть, как сталкиваются водные потоки реки, образуя вихри и воронки. Поэтому перекресток - это такое место, где по древним верованиям встречаются непонятные, непредсказуемые, обладающие магической властью персоны. То есть речь идет о силах, относящихся к магически-монстральным (материнским) областям психики.
С целью решения заявленной клиентом проблемы первоначально предлагается обратиться в две «инстанции», во-первых, к той области бессознательного, где сконцентрированы собственно части проблемы и, во-вторых, к ресурсно-целевой части, где находится предполагаемое решение данной проблемы. Именно предполагаемое решение, как оно на момент начала работы ощущается и формулируется со стороны Эго-клиента.
После прорисовывания холодайнов проблемы и прорисовывания ее предполагаемого решения, а также написания двух вариантов холодинамического сценария, начинается поиск истинного решения проблемы. Для этого осуществляется аналитический разбор рисунка и холодинамического сценария проблемной стороны, а затем рисунка и сценария ресурсно-целевой стороны. Холодинамический сценарный анализ (Л. П. Хохлова, 1995) нацелен на выявление игр в субъектных мирах клиента при работе с достаточно абсурдными рассказами, которые клиент составляет сам из холодайнов проблемной и ресурсной части.
Зачастую при этом выявляются скрытые блоки, которые не позволяют клиенту достигать своей ресурсно-целевой части естественным спонтанным путем. Одно из важных достоинств данного подхода состоит в том, что осуществляется специальная работа с клиентом по выращиванию ресурсно-целевой области психического. В других техниках априори предполагается, что ресурсно-целевая часть изначально доступна, а также целостно и позитивно констеллирована в бессознательном клиента, стоит только к ней обратиться. В технике ХД перекрестка в ходе аналитического разбора рисунка и сценария ресурсно-целевого аспекта проблемы удается выявить скрытые блокировки и не совсем зрелый ракурс позиции «Эго» по отношению к целевой или ресурсной части, а также обнаружить новые доселе неизвестные Эго - аттрактивные направления. Указанные моменты сразу же создают ситуацию расширения представлений «Эго» и закладывают основу для зоны развития субъектное™.
На следующем этапе работы клиенту предлагается синтезировать материал проблемной и ресурсно-целевой частей, образовать смычку между областью бессознательного, где располагается проблемная часть и областью её решения. Технически это выполняется в виде третьего рисунка и третьего сценария. При дальнейшем аналитическом разборе сценария и исследовании рисунка, как правило, удается выявить скрытый глубоко в бессознательном подуровень проблемы, который на самом деле, препятствует её решению. На данной глубине психики мы можем обнаружить принципиальные родительские, то есть базовые сценарные установки, о которых не имеется никаких сведений в области Эго клиента, так как данные субъектные уровни относятся либо к пренатальному развитию клиента, либо к ранним детским этапам онтогенеза. То есть мы попадаем в уроборические области, которые находятся во власти
материнского архетипа и продуцируют переживание материнского комплекса в жизни клиента.
Существенным фактором на пути к завершению работы по данной методике является выявление и активизация того глубинного потенциала,того ресурса, который оказался заблокированным психотравматической ситуацией раннего периода онтогенеза. Техника «Холодинамического перекрестка» позволяет провести реструктуризацию раннего опыта, обеспечить выход из сдерживающей области и сепарацию от материнского комплекса, достигая более зрелой и самостоятельной позиции Эго, большей независимости эмоциональных проявлений.
Таким образом, техника холодинамического перекрестка работает как фокусирующая линза и позволяет психотерапевту, ведущему процесс, углубится в такие психологические слои субъект-ности клиента, доступ к которым в других аналитических методиках обычно затруднен и чаще проживается в телесно-ориентированных техниках. Изменения также происходят и на уровне системы представлений, принципиальных жизненных установок. Это может выражаться в более зрелом взгляде на целевые выборы и предпочтения, а также в более реалистичном подходе к их ресурсному обеспечению и более зрелой стратегии их достижения.
Влияния событий жизненного пути
Кузьмина А. И. (г. Якутск)
Проблему жизненного пути рассматривали Ш. Бюлер, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, А.А. Кроник, Н.А. Лонгинова, раскрывая жизненный путь, как пространственно-временную структуру. С.Л. Рубинштейн рассмотрел концепцию личности, как субъекта жизненного пути. В своей концепции Б.Г.Ананьев определяет жизненный путь, как соотношение биографического и онтогенетического аспектов. В жизненном пути основной «единицей» являются события. Б.Г. Ананьев различает события среды и события поведения, Н.А. Лонгинова рассматривает события внутренней жизни, С.Л. Рубинштейн среди значимых событий особо выделяет события - поступки или выборы, исходящие от самой личности.
С целью изучения влияния событий жизненного пути на развитие качеств личности нами было проведено исследование среди юношей в возрасте 16-21 год, предполагалось выделить наиболее значимые события жизни, которые больше всего запомнились, с последующим их оцениванием. Количество биографических событий не ограничивалось.
По результатам исследования отмечается, что наиболее значимые события жизненного пути - результат и причина влияния других событий. При этом события выполняют функцию долговременной регуляции, влияют на дальнейший ход жизненного пути и на развитие личности.
Испытуемые выделяют важные события, отражающие чувство удовлетворения от достигнутого результата («школу закончила на «хорошо»); события - прошлого времени («детство до 4 лет не помню»); отношения с противоположным полом («несоответствие характеров с мужем»); события -достижения («II место в конкурсе
164
з-н
пианистов»); события - переживания («слабее большинства окружающих», «не осуществил намеченные жизненные планы...»); события - желания («родители хотели, чтобы получил высшее образование») и ряд других событий.
Значимые события влияют на развитие качествличности. В16 лет внутреннее напряжение связано с событиями «Учеба» (р<0,05). Участие в «Общественной жизни», события «Детства», «Взаимоотношения с друзьями» (р<0,05) ориентируют юношей на достаточный самоконтроль в ранней юности. В19 лет «Учеба» (р<0,05) способствует развитию у юношей независимости, реалистичности. «Поступление в среднеспециальное учебное заведение» и на «Работу» (р<0,05) влияет на уверенность, социальную смелость юношей. «Окончание среднеспециального учебного заведения» (р<0,05) развивает у юношей самоуверенность. В 21 год «Учеба» и «Работа» (р<0,05) способствуют развитию практичности, вырабатываюттер-пимость к возникающим трудностям. «Не поступил в вуз» (р<0,05) в 21 год влияет на проявления тревожности, неуверенности.
Изучение влияния событий жизненного пути дает возможность глубже понять развитие личности в современном обществе.
анализ- свобода изучается в единстве процессов осознания, переживания и деятельности по изменению границ виртуальных возможностей и может выступить предметом эмпирического исследования в богатстве своих феноменологических проявлений на различных уровнях осознания и осуществления деятельности (свобода желания, целеполагания, целереализации и оценки).
Под свободой понимается осознание, переживание и изменение человеком границ пространства своих виртуальных возможностей. В ходе осознания и деятельности, в единстве процессов рефлексии, переживания и деятельности человек достигает свободы. Свобода - состояние человека, возникающее в результате самоопределения - построения такого отношения к границам пространства своих виртуальных возможностей или изменения этих границ, при котором преодолеваются препятствия самореализации. Человек свободен, когда при столкновении с препятствием в значимой деятельности, осознаёт противоречие и поступает по внутреннему убеждению в соотношении с принятыми в обществе нормами, правами, законами - в соответствии с долгом, ответственностью.
Принцип свободы в психологии
Кузьмина Е. И. (г. Москва)
На основании философских и психологических представлений о свободе человека, общепсихологических принципов, предложенных С.Л. Рубинштейном, а также учения И.П. Павлова о рефлексе свободы можно сформулировать принцип свободы, сущность которого заключается в том, что человек - виртуально свободен. При достижении значимой цели он неминуемо сталкивается с противоречиями, которые, казалось бы, ограничивают его свободу, но на самом деле- побуждают выйти за границы своих виртуальных возможностей. Человек свободен благодаря способности осознавать, рефлексировать, мыслить, нести за себя ответственность, выбирать, находить смысл свободы, осознавать себя свободным, подниматься над своим природным «Я», действовать, преодолевать препятствия; права человека, принятые в обществе и записанные в Конституции, его защищают. Для осознания единства «Я» и свободы необходимо постоянно находиться в процессе становления, подниматься на более высокий уровень сознания. Принцип свободы выражаетобщиезакономерности движения социокультурного бытия человека, его индивидуальность (в переходах единичного-особенного-всеобщего «Я»). Он отражает базовую потребность, ценность и право человека быть в этом мире свободным и проявляется в отношении к человеку как свободному и ответственному, изучении его в качестве субъекта, включённого в систему социального взаимодействия, осознающего себя свободным и реализующего потребность быть свободным, стремящегося к свободе и в этом устремлении развивающегося как личность, индивидуальность, духовно-самостоятельный человек.
Принцип свободы находит своё конкретное воплощение в рефлексивно-деятельностном подходе к пониманию свободы, на основании которого проводится рефлексивно-деятельностный
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.