Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
Лактионова А.И., МахначА.В. (г. Москва)
На развитие адаптационных способностей индивида значительное влияние оказывает наличие у него такого качества как «жизнеспособность». «Жизнеспособность - это способность человека или социальной системы строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях» (Ваништендаль, 1998). М. Ungar определил это понятие как способность человека управлять ресурсами собственного здоровья и социально приемлемым способом использовать для этого семью, общество и культуру (Ungar, 2005).
Термин «жизнеспособность» отличается от понятия «совлада-ние с трудными жизненными ситуациями», так как подразумевает не просто преодоление человеком трудностей и возврат к прежнему состоянию, а прогресс, движение через трудности к новому этапу жизни. Таким образом, оно включает в себя два понятия:
сопротивление разрушению, т. е. способность индивида защищать свою целостность, когда он испытывает сильное давление;
способность строить полноценную жизнь в трудных условиях; умение планировать свою жизнь, что предполагает движение в определенном направлении в течение какого-то времени.
Поэтому, оно является более широким понятием, чем «совла-дание с трудными жизненными ситуациями», включая его в себя.
Важно отметить, что жизнеспособность не является универсальным, безоговорочным или фиксированным качеством человека; она изменяется в зависимости от вида стресса, его контекста и иных факторов, которые можно определить как факторы риска и защитные факторы. Кроме того, жизнеспособность может меняться со временем и в разных условиях (Luthar, Cicchetti, Becker, 2000). Жизнеспособность может находиться в латентном состоянии, но в силу различных событий, происходящих в жизни индивида, его способность сопротивляться разрушению и строить свою жизнь вопреки всему может «перейти в активную фазу» и даже усилиться. Речь идет о «разбуженном» потенциале (Ваништендаль, 1998). Следовательно, сам процесс перехода из пассивного состояния в активное может усилить жизнеспособность. Результатом такого процесса является позитивное развитие в тяжелой жизненной ситуации.
Личностные или ситуативные переменные, уменьшающие опасность развития у человека нарушений адаптации можно отнести к защитным факторам (факторам жизнеспособности), тогда как факторы риска делают обратное - они увеличивают вероятность того, что у индивида возникнут трудности. Понятие «жизнеспособность» связано с непрерывными интеракциями между защитными факторами и факторами риска, связанными с самим индивидом, возникающими между индивидом и его окружением (Мэш, Вольф, 2003). Защитные факторы и факторы риска рассматриваются как процессы, а не как абсолютные величины, поскольку одно и то же событие или условие может выступать как в качестве защитного, так и в качестве фактора риска, в зависимости от общего контекста, в котором оно возникает (Millstein, Petersen, Nightingale, 1993). Понимание этого контекста требует учета и проксимальных (ближних), и дистантных (отдаленных) событий, а также событий, непосредственно влияющих на подростка в конкретной ситуации и вив конкретное время (Мэш, Вольф, 2003).
Учитывая тот факт, что подростковый период и юность - это важный период жизни для развития здоровых адаптационных способностей, мы считаем, что необходимо изучать факторы жизнеспособности, способствующие социальной адаптации подростков. К факторам жизнеспособности мы относим биологические, психологические и социальные факторы. Биологические факторы включаютв себя генетические и нейробиологические данные человека; психологические - эмоциональную, мотивационно-волевую и когнитивную сферы, а также факторы, связанные со сферой взаимоотношений. Помимо биологических и психологических факторов жизнеспособность рассматривается в контексте социальных, культурных норм и средовых условий.
К психологическим факторам, повышающим жизнеспособность важными и постоянно присутствующими, относят некоторые переменные свойства личности: эмоциональная реактивность и регуляция, мотивация, уровень субъективного контроля, особенности самооценки и самоотношения, защитные механизмы и механизмы совладания, наличие жизнестойкости.
В нашем исследовании мы показали, что эмоциональная регуляция оказывают влияние на качество социальных интеракций подростков и их отношения с социальной средой на протяжении всей жизни. Особенности межличностных отношений между подростком и людьми, по отношению к которым он находится в отношениях субординации, оказывают существенное влияние на характер мотивации, уровень его самоуважения, способность к саморегуляции. Как правило, делинквентному подростку свойственно восприятие себя как человека пассивного, интеллектуально ленивого, зависящего от воли обстоятельств и других людей, мало влияющего на ход событий, склонного «жить сегодняшним днем». Поэтомулокус контроля играет важную роль в процессе социальной адаптации подростков: подросткам с делинквентным поведением в большей степени, чем подросткам с просоциальными наклонностями присуща экстернальность. В свою очередь низкий уровень субъективного контроля будет отражать тенденцию к пассивному решению проблем, что может привести к возникновению делинк-вентного поведения.
Известно, что развитие тех или иных форм поведения в подростковом возрасте, адаптивность или дезадаптивность подростков к социальной среде прямо зависит от уровня развития поведенческих стратегий и навыков и их сочетания. Поэтому в нашем исследовании мы обращаем внимание на тот факт, что недостаточное действие механизмов защиты, приводит к неспособности адаптироваться к сложным жизненным условиям. Если защита начинает выступать основой поведения, приобретает свойства патологического стереотипа, становится ригидной, она мешает здоровому функционированию и, как следствие, адаптированность подростка снижается. Отсюда - девиантное поведение подростков, как проявление неэффективной, его социально-психической адаптации к внешней реальности с помощью ригидных и ненормативных средств психологической защиты.
В нашем исследовании мы показали, что психологическое совладание, представляющее собой особый вид социального поведения подростка, в значительной мере обеспечивает ее адаптацию в социуме. Поэтому наиболее конструктивным поведением, по нашему мнению, является наличие базисной стратегии совладания, направленной на выход из конфликтной ситуации. Такое поведение наблюдается у подростков с высоким уровнем субъективного контроля, свидетельствующем о способности брать на себя ответ-
263
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
ственность, и наиболее сформированной системой ценностей, что позволяет делать осознанный выбор, опираясь на уже усвоенные морально-этические нормы. На адаптивное поведение также оказывает влияние обратная связь между навыками подростков по обработке информации в определенных социальных ситуациях и их «базой данных» о социальных схемах, воспоминаниями, знанием и культурными ценностями или социальными правилами. Важный вклад в эту базу данных вносят контакты родителей и детей и наличие привязанности у подростка. Для психологического со-владания важен опыт похвал/реакций сверстников, определяющих социальную приспособленность подростка. Самооценка оказывает непосредственное влияние на процесс социальной адаптации и дезадаптации подростка. Для подростков-делинквентов, в отличие от школьников с нормативным поведением, характерно наличие конфликта самооценки с внешней оценкой. Внешняя оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если последняя достаточно адекватна). При этом конфликт между самооценкой и внешней оценкой усугубляется ожиданиями подростка, которые не подкрепляются в реальности. Тем самым увеличиваются стремления подростка уйти в асоциальные группы, где реализуется одна из важнейших потребностей личности - потребность в уважении и признании.
В исследовании обращено внимание на следующий факт: в группах имеются подростки, отличающиеся жизнестойкостью, которые лучше справляющихся со стрессом, обладают особыми стратегиями преодоления трудных ситуаций, и, вероятно, большим их количеством и разнообразием. Этот феномен требует дальнейшего исследования.
Инвариантность тендерного развития личности в структуре социализации
Панина Н.В. (г. Воронеж)
Современная половая социализация происходит в условиях ухода от культурно-традиционных полоролевых стереотипов поведения, которые достаточно размыты, неопределенны и по-своему представлены в разных социальных группах.
Характерный для нашего общества инверсионный тип половой социализации с чрезмерной феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин способствует формированию дисгармоничной по-лоролевой структуры семьи, которая представляет соответствующую модельдля тендерной идентификации. Изучениетенденций родительского воздействия на подростков из разных семей показали, что, во-первых, подростки с разным типом психологического пола испытывают различные семейные и родительские воздействия; во-вторых, подростки с однотипным психологическим полом (даже разного возраста) обнаруживают сходные с точки зрения эффективности родительские влияния. В частности, установлено, что при более позитивных отношениях подростков и родителей, воспитательный стиль которых отличается единством, включает эмоциональное принятие детей, умеренный контроль, наставничество и дружеский психологический контакт, у девочек психологический пол имеет вид (А+) (с преобладанием фемининных качеств в структуре
андрогинного психологического пола), а у мальчиков - (А-) (с преобладанием маскулинных качеств в структуре андрогинного психологического пола). Самоотношение таких подростков более позитивно окрашено, чем у остальных подростков. Преобладание у подростков качеств, противоположных их половой принадлежности, даже в структуре андрогинного психологического пола, сочетается с более низкой или менее адекватной самооценкой подростков и проявляется при родительско-детских отношениях с отсутствием солидарности в воспитании и дигармоничностью полоролевого поведения родителей.
Определенная связь содержания идентичности и тендерных установок отхарактера общения выявлена нами также в малых юношеских группах с гомогенным и гетерогенным составом по признаку пола. В данном направлении нами было проведено сравнительное исследование среди курсантов военного училища и студентами факультета иностранного языка, где обучаются преимущественно девушки. Проводилась диагностика психологического пола и содержания семейных тендерных установок как традиционных, эгалитарных или неопределенных.
По результатам диагностики у курсантов отмечается преимущественно андрогинный психологический пол (91 % случаев) и маскулинный психологический пол (9 %), выявлены четко выраженные традиционные семейные установки с четкой поляризацией семейных ролей. Однако исследование распределения данных ролей в разных сферах семейной жизни показал, что лишь в двухобластяхобнаружи вают себя традиционные установки: всфере материального обеспечения и в области организации семейной субкультуры. Относительно остальных ролей (воспитание детей, эмоциональный климат, организация развлечений, роль хозяйки/ хозяина, сексуальный партнер) у курсантов имеют место эгалитарные установки. Такое сочетание данных по разным опросникам мы трактуем в качестве отдельной особенности гедерного развития курсантов - неустойчивости и противоречивости содержания данных установок, а также неравномерности осознания полифункциональности семейных ролей.
Диагностика тех же параметров среди девушек- студенток ф-та иностранных языков обнаружила значительное преобладание у них андрогинного психологического пола над феменинным и маскулинным, преобладание неопределенных тендерных установок над традиционными и эгалитарными, что отразилось на выполнении большинства семейных ролей. Исключение составили такие роли, как создание эмоционального климата в семье и материальное обеспечение семьи, которые оказались устойчивы к воздействию реальных полоролевых стереотипов и остались верны традиционным установкам в соответствии с законом полового диморфизма. Таким образом, в условиях дефицита общения с лицами противоположного пола у девушек обнаруживаются тендерные семейные установки, с одной стороны, более неопределенные, но, с другой стороны, более устойчивые. Девушки вынуждены расширять сферы приложения своей активности и независимости, распространяя их на многие сферы семейной жизни. Это проявляется и в том, что даже при наличии совпадений эгалитарных ролевых установок у курсантов и девушек, у последних они реализуются более активно женой, чем мужем.
Изучение тендерных установок у студентов-юношей данного факультета, составляющих меньшинство в составе групп, обнаруживается большая устойчивость и определенность тендерных установок, меньшая выраженность полоролевой дифференциации
264
з-н
в большинстве сфер семейной жизни по сравнению с курсантами. Такие данные подчеркивают значимую роль социальной ситуации общения для тендерного развития личности даже в юношестве, влияние преобладающего характера и состава групп общения на содержание тендерных установок. И если в детстве векторы тендерного развития личности детей специфично задает семья,то в процесседальнейшего возрастного развития тендерная идентичность и полоролевые установки в определенной степени корректируются под влиянием характера и содержания общения в соответствующих учебных и профессиональных группах, улучшая или затрудняя межличностное общение людей разного пола. Гетерогенность состава трупп по половому признаку и организация эффективного общения между ее участниками облегчают их тендерную социализацию и личностную адаптивность.
количества правильных ответов при выполнении заданий. Наиболее выраженное нарушение процессов внимания, включающее снижение объема внимания, его устойчивости и избирательности отмечено при комбинированном типе СДВГ. В пограничной группе детей и в группе с симптомами гиперактивности в большей степени ухудшаются функции правого полушария, а в группе, сочетающей симптомы невнимательности и гиперактивности, ослабление контролирующих функций симметрично. Это указывает на разную полушарную организацию селективных процессов в контрольной группе детей и с симптомами нарушения внимания. Разработанная комплексная оценка функций внимания у детей может помочь в дифференцировке разных форм его нарушений, в том числе диагностике СДВГ.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.