Транспорта
Любицкая О. А. (г. Хабаровск)
В отечественной психологии и педагогике наблюдается тенденция все более активного исследования проблемы достоинства. Современное пространство осмысления феномена «достоинство» включает такие понятия как личностное, человеческое достоинство, чувство собственного достоинство, защита чести и достоинства, самоуважение, самооценка, Я-концепция и др.
Изучение содержания ценностно-смысловых аспектов, связанных с различными видами деятельности определило выделение в качестве объекта исследования - профессиональное достоинство как психологический феномен.
Анализ теоретической литературы позволяет дать рабочее определение понятию «профессиональное достоинство». Под профессиональным достоинством мы понимаем переживание личностью своей ценности как представителя определенной профессиональной группы, которое основывается на двух взаимосвязанных составляющих: 1) ценностном отношении к себе как к профессионалу (осознание профессионально-личностной значимости) и 2) уважительном отношении к коллегам по работе.
Следует отметить, что в инструментарии психолога нет специальных диагностических методик для изучения достоинства. Учитывая глубоко личностный характер изучаемого феномена, логично обращение к субъективному опыту переживаний, связанных с профессиональным достоинством. В реконструкции субъективного опыта перспективен психосемантический анализ. С целью выявления категориальной структуры представлений о профессиональном достоинстве был использован ассоциативный эксперимент и свободное описание поступков, которые испытуемые считают достойными и недостойными профессиональными поступками.
В исследовании приняло участие 55 специалистов Дальневосточной железной дороги (работники вагонных и локомотивных депо, дистанций пути и дистанции сигнализации и связи). Возраст респондентов от 22 до 49 лет. Средний стаж работы по специальности-6 лет.
В качестве понятия-стимула в ассоциативном эксперименте выступило словосочетание «профессиональное достоинство». Результаты ассоциативного эксперимента показали взаимосвязь представлений о профессиональном достоинстве железнодорожников с профессиональной квалификацией и компетентностью. При этом такие значимые критерии достоинства как отношение к другому человеку как к ценности и отношение к себе как к ценности имеют небольшую частоту в общем массиве ассоциаций.
Представления железнодорожников о достойном и недостойном профессиональном поведении были обработаны методом контент-анализа. Результаты проведенного исследования позволили выделить три вида поведения, ассоциирующего у железнодорожников с достойными профессиональными поступками: 1) отношение к делу как к ценности; 2) отношение к другим как к ценности; 3) отношение к себе как к ценности.
260
з-н
При описании достойных профессиональных поступков наиболее часто была использована категория «Отношение к делу как к ценности» (64%). Данная категория представлена следующими подкатегориями: качественное выполнение работы, стремление к профессиональному развитию, проявление деловых качеств, отношение к делу как к ценности в ущерб собственным амбициям.
Второе место по частоте описания достойного профессионального поведения занимает категория «Отношение к другим как к ценности» (32%), включающая три подкатегории: уважительное отношение; профессиональная помощь, проявление морально-нравственных качеств.
Категория «Отношение к себе как ценности» имеет самый низкий процент встречаемости (4%). Эта категория представлена подкатегориями: высокий уровень самоуважения, забота о своем психическом здоровье и внешнем облике.
Результаты проведенного исследования позволили выделить три вида поведения, ассоциирующего у железнодорожников с недостойными профессиональными поступками:
отношение к делу;
отношение к другим;
отношение к себе.
Анализ представлений позволил установить, что чаще всего при описании недостойных поступков испытуемые (64%) использовали категорию «Отношение к делу». Данная категория представлена следующими подкатегориями: неудовлетворительное отношение к работе, проявление некомпетентности, нарушение трудовой дисциплины, нарушение профессиональной этики, нежелание повышать профессиональный уровень.
При описании недостойных профессиональных поступков по частоте встречаемости второе место (29%) занимает категория «Отношение к другим», представленная тремя подкатегории: проявление неуважения, нарушение моральных норм с целью получения выгоды, отказ в профессиональной помощи.
Категория «Отношение к себе» при описании недостойного профессионального поведения использовалась респондентами меньше всего (7%). Эта категория включает две подкатегории: отношение к себе как к ценности в ущерб ценности другого и отношение к себе как к ценности в ущерб работе.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что представления о профессиональном достоинстве у специалистов железнодорожного транспорта в большей степени взаимосвязаны с ценностным отношением к деятельности. Этот эмпирический факт свидетельствует о влиянии на представления о профессиональном достоинстве особенностей сферы деятельности и организационной культуры. Данные, полученные на выборке преподавателей высшей школы, показали, что основа их представлений о профессиональном достоинстве - ценностное отношение к субъектам образовательного процесса. В системе железнодорожного транспорта главной составляющей является безопасность движения, что определяет особую значимость ценностного отношения к собственно профессиональной деятельности и ее личностным составляющим.
Технология проектирования будущего как средство самореализации
Люсова О. В. (г. Волжский)
Формирование образов будущего в юношеском возрасте в последние годы являются одними из важных направлений работы с молодежью, поскольку в новых социально-экономических условиях массового получения высшего образования становится очевидной необходимость новой стратегии образования, ориентированной на учет мотивационно-ценностной сферы личности студента и задач общества, которые и отражаются в жизненных целях, тем более что юность является сензитивным периодом для построения образов будущего.
Задача нашего исследования заключалась в разработке и апробации технологии формирования образов будущего у студентов вуза.
Была создана классификации концепций проектирования будущего, основанием которой послужило воздействие на временную ось: работа с прошлым- психоанализ, транзактный анализ, индивидуальная психотерапия А. Адлера, психосинтез; работа с настоящим - гешталытерапия - осознание эмоционального состояния, техники тайм-менеджмента (Г.С. Альтшуллер, ГА. Архангельский, А.К. Гастев, Й. Зайверт, А.А. Любищев, Ф. Тейлор); работа с будущим- реориентация жизненного стиля А. Адлера, авторские модели Ш. Гавайи, Дж. Рейнуотер.
На основании этих концепций нами была разработана технология проектирования будущего, цель которой -оптимизация осознанного построения жизненных целей студентами вуза, задачами являются: создание условий для осознания собственных желаний и стоящих за ними ценностей и смысла жизни; осознание свободы и ответственности за собственные выборы; анализ наличной ситуации и личностных ресурсов по изменению ее в соответствии с целью; знакомство с психотехнологиями постановки целей и техниками тайм-менеджмента; развитие проектного мышления и воображения. В эксперименте приняли участие 63 студентов Волжского института экономики, педагогики и права (экспериментальная группа - 38 человек, контрольная - 25). Тренинговыезанятия проводились 1 раз в неделю по 4 часа в течение 1,5-2 месяцев.
Апробация технологии проектирования повлекла значимые изменения: у испытуемых экспериментальной группы значимо повысились показатели ценностно-смыслового фактора (жизнь стала более осмысленной, показатель осознания свободы и ответственности как ценности увеличился); когнитивного (повысилась представленность будущего в субъективном настоящем, значит, будущее стало более реальным и присутствует в настоящем в форме планов, программ, проектов); эмоционально-волевого фактора (увеличился показатель веры в реальность задуманного, позитивного отношение к будущему, положительная оценка себя и своих поступков).
В результате экспериментального воздействия увеличился показатель, связанный с наличием цели и результативностью самореализации, т. е. применение технологии проектирования будущего в форме тренинга повлекло за собой развитие жизненных целей и увеличило удовлетворенность жизнью в настоящем.
261
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Разработка концепции познавательных способностей в отечественной психологии
Лаврик О.В. (г. Москва)
В разработку концепции познавательных способностей в отечественной психологии положен ряд теоретических положений, получивших статус методологических.
Способности рассматриваются в первую очередь как «родовые» свойства человека (С.Л. Рубинштейн, 1960; А.Н. Леонтьев,1965). Специальные способности (математические, литературные,музыкальные и т.д.), возникают и проявляются в отдельных видахдеятельности (Б.М. Теплов, 1953; Е. И. Игнатьев, 1960; В.И. Кире-енко, 1959; В. А. Крутецкий, 1968; Н. В. Кузьмина, 1967; А.И., 1967и др.). Познавательные способности характеризуются тем, что, вних представлено единство родовых и специальных способностей.Общими они являются, потому что включены в любую деятельностьчеловека; специальными - поскольку в отдельных (специальных)видах деятельности функция познания реализуется посредствомотдельных свойств ощущений, восприятия, памяти, мышления,воображения, внимания» (В.П. Озеров, О.В. Соловьева, 1995).
Неразрывная связь способностей и деятельности (принципединства сознания и деятельности, А.Н.Леонтьев, 1930). При выделении познавательных способностей традиционно исходят изпсихологического анализа познавательной деятельности. За основуанализа познавательной деятельности берутся психические процессы, обеспечивающие познание.
Социально-историческая обусловленность способностейчеловека (Л.С.Выготский, 1960). Структурно познавательные способности представляют собой совокупность функциональных иоперационных механизмов (В.Д. Шадриков, 1985). Операционныемеханизмы (система приемов, способов реализации психической функции) возникают в процессе воспитания и образования.Функциональные механизмы (сенсорные функции различныхмодальностей (зрительные, слуховые, тактильные и т. д.)) также взначительной мере определяются особенностями индивидуальногоприжизненного развития.
Активность и личностные особенности человека как факторразвития познавательных способностей. Способности не могут бытьпросто «насажены извне», они развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами историческогоразвития (С.Л. Рубинштейн, 1960).
Природная основа способностей (соотношение способностей и задатков). Познавательные способности не формируютсяиз задатков. Способности являются свойствами функциональныхсистем, реализующих ту или иную психическую функцию, а ихзадатки - свойства компонентов этих систем (свойства нейронови нейронных модулей (специальные задатки), общие свойстванервной системы, специфика организации головного мозга, проявляющаяся в продуктивности психической деятельности (общиезадатки) (В.Д. Шадриков, 1985).
Как видим, познавательные способности занимают особое положение среди способностей человека.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.